Упражнения на дыхание и регулирование силы голоса
Информация для родителей

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "Школа №1512"

Дошкольные группы по адресу: ул. Молдагуловой дом 20

 

 

Консультация для родителей

 

 

Составила и провела учитель-логопед

Абрамова И. Е.

  

Упражнения на дыхание и регулирование силы голоса

 

1. Упражнения на дыхание

Речевое дыхание отличается от обычного. Оно происходит на выдохе и через рот (полость рта работает, как усилитель голоса). Научиться регулировать дыхание – это в первую очередь научиться правильно, расходовать воздух и мягко, неслышно добирать его во время паузы. Дыхание должно быть лёгким, естественным. Нельзя делать выдох до полного «выдыхания» и нельзя допускать перебор воздуха.

 

Упражнение №1.

Прочитать текст.

Умыли котята глаза, и носы,

И щёчки, и лобики, даже усы.

И доброе слово друг дружке

Мяукнули в чистые ушки.  (О.Александрова)

Представьте нарисованную в нём картину. Чтобы ярче и полнее увидеть её, перечитайте стихотворение медленно и не один раз. Представьте, как котята погрузились в долгий сладостный сон, каким стало их дыхание.

Прочитать текст.

Заиграл пастушок на свирели

Так, что птицы вокруг присмирели.

Лишь одна голосистая птица

Вьётся рядом, и петь не стыдится. (О.Александрова)

Представьте созданную в нём картину. Чтобы ярче и полнее увидеть её, перечитайте стихотворение медленно и не один раз. Представьте пение голосистой птицы, на вдохе и выдохе изобразите его.

 

Упражнение №2

Сядьте на стул, расправьте плечи, чуть поднимите голову, сделайте выдох, не прилагая к тому специальных усилий. Не торопитесь делать вдох. Сделайте его через нос только тогда, когда захочется вдохнуть. Повторите это несколько раз. Упражнение выполняйте с удовольствием.

 

Упражнение №3

Навыки правильного дыхания в процессе выразительного чтения следует развивать и укреплять на материале специально подобранных стихотворных текстов. Читая их, постепенно увеличивайте количество строк, произносимых на одном выдохе. Главной задачей ставьте воссоздание в воображении картин и передачу их при чтении.

На ночь глядя, зайцы разыгрались

И едва друг с другом не подрались.

Прилетел к ним тетерев-учитель

И сказал: «Сейчас же замолчите!

Что за шум вы подняли в лесу?

Или позабыли про лису?»    (О.Александрова)

 

 

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идёт дым столбом!

Кошка выскочила,

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром

Заливать Кошкин дом,

А лошадка – с фонарём,

А собачка – с помелом,

Серый заюшка – с листом.

Раз! Раз! Раз! Раз!

И огонь погас! (Русская народная потешка в обработке П. Бессонова)

 

 

Посреди двора – гора.

На горе идёт игра.

Прибегайте на часок,

Залезайте на песок:

Чистый, жёлтый и сырой,

Хочешь – рой,

Хочешь – строй,

Хочешь – куклам испеки

Золотые пирожки.

Приходите к нам, ребята,

Не забудьте взять лопаты,

Экскаваторы, совки,

Вёдра и грузовики.

Тут и крик, тут и смех,

И работа есть у всех. (В. Берестов)

 

2. Упражнения на регулирование силы голоса

При выразительном чтении основной инструмент воспитателя – голос: его громкость, высота, тембр, полётность, гибкость. При выразительном чтении необходимо регулировать тембр голоса, мелодику речи. Полнота и разнообразие голосового звучания определяется наличием обертонов, поэтому надо усиливать действие резонаторов, носовых, грудного, в полости рта, гортани. Специальные упражнения направлены в первую очередь на разработку носового резонатора, а через него – на остальные. Все они находятся в постоянном взаимодействии: работа носового резонатора вызывает работу резонаторов в полости рта, гортани, груди.

 

Упражнение №1

Прочитайте отрывок из стихотворения С. Маршака, интонационно обозначая паузы. (В тексте паузы выделяются так: (…). Читать нужно по-разному, сначала беззвучно артикулируя).

С дымом мешается

Облако пыли (…),

Мчатся пожарные

Автомобили (…).

Щёлкают звонко (…),

 Тревожно свистят (…),

Медные каски

Рядами блестят (…).

Миг (…) – и рассыпались

Медные каски.

Лестницы выросли

Быстро, как в сказке (…).

Люди в брезенте –

Один за другим (…) –

Лезут по лестницам (…)

В пламя и дым.  (С. Маршак. Рассказ о неизвестном герое)

 

Упражнение №2

Прочитайте тот же отрывок из стихотворения С. Маршака шёпотом, выделяя слоги.

 

Упражнение №3

Прочитайте его громко, подчёркивая ритм; затем прочитайте данный текст несколько раз подряд, всё время, убыстряя темп.

 

Упражнение №4

Прочитайте стихотворение С. Маршака со спокойной интонацией, пусть голос прозвучит негромко, доверительно.

Эту сказку ты прочтёшь

Тихо (…), тихо (…), тихо (…)

Жили – были серый ёж

И его ежиха (…).

Серый ёж был очень тих (…),

И ежиха тоже.

И ребёнок был у них (…) –

Очень тихий ёжик (…).

Всей семьёй идут гулять

Ночью (…) вдоль дорожек:

Ёж-отец, ежиха-мать

И ребёнок-ёжик (…).

Вдоль глухих осенних троп

Ходят тихо (…) – топ (…) топ (…) топ (…).  (С. Маршак. Тихая сказка)

Низкий или высокий голос – индивидуальная особенность каждого человека. Но в небольших пределах высоту голоса можно менять. Для этого важно научиться управлять ею, напрягая или расслабляя голосовые связки.

 

Упражнение №5

Вспомните, с какой интонацией, и каким голосом произносили в сказке Л. Толстого «Три медведя» одну и ту же фразу Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка: «Кто ложился в мою постель и смял её!» произнести её от имени каждого из героев.

 

Упражнение №6

Вспомните ваши любимые песенные мелодии. Пропойте их на звуке М. старайтесь, чтобы звук «выходил вперёд и расходился по помещению». Усиливайте громкость постепенно, по мере того, как почувствуете, что звук «сам напрашивается». К более высоким нотам подходите плавно, без рывков, к нижним – без резкого снижения. Добивайтесь ровного, плавного звучания за счёт опоры на дыхание.

 

 



Восточное Окружное Управление Образованием. Москва.
111395 г.Москва, ул. Молдагуловой, дом 20
Телефон 8(499)374-28-20, 8(499)374-31-31
www.glazkisad1125.ru
detcad1125@mail.ru