Особенности речевых нарушений у детей с РАС

 

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Восточный административный округ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

"Школа № 1512"

Дошкольные группы

 

 

Подготовила и провела:

 учитель-логопед Овчар О.Н.

 

 

Лекторий для специалистов дошкольных групп

по адресу ул. Вешняковская 41 а

7 ноября 2018 год

 

 

Особенности речевых нарушений

у детей с РАС в контексте классификации О.С.Никольской

 

 

Детский аутизм – распространенное нарушение психического развития ребенка.

Ольгой Сергеевной Никольской в 1987 году были выделены и описаны 4 основные группы РДА в основу классификации была положена степень нарушения аффективной сферы:

1. Дети с отрешенностью от внешней среды (глубокое погружение в себя).

2. Дети с отвержением внешней среды (стереотипные действия и заглушение неприятных впечатлений извне).

3. Дети с замещением внешней среды (стереотипные монологи у детей с формально развитой речью и с фиксацией на пережитых страхах).

4. Дети со сверх тормозимостью внешней среды (застенчивость, сверхранимость, невротическими проявлениями).

1 группа

Наиболее тяжелая – чаще всего дети этой группы остаются «мутичными» и не развиваются, живут внутри себя, сохранность интеллекта у них определить сложно.  С раннего возраста такие дети выглядят как созерцатели.    Они не пользуются активно игрушками. Рано проявляется особая «очарованность» светом, движением: дети изучают блики, играют со своей тенью. Как правило, это дети приятной наружности, у них большие выразительные глаза, дети «принцы».  Ребенок пассивно подчиняем в обычных ежедневных процедурах кормления, одевания, укладывания спать. Так называемый «удобный ребенок». Ранние тревоги родителей возникают ближе к 2 годам, когда ребенок начинает  самостоятельно передвигаться. Ранее пассивный, спокойный, умиротворенный малыш становится практически неуправляемым. Если нормального ребенка можно переключить на какое-то значимое для него явление, то аутиста, не возможно. Он не откликается на имя, не следит за указательным жестом, не реагирует на обращение взрослых, не заглядывает в лицо маме, и сам все больше отводит взгляд. Постепенно его поведение становиться преимущественно полевым.                                           

Речевое развитие: в раннем детстве было и гуление и лепет, но речь не развивалась, и исчезла в 2,0 - 2, 5 года.

 Гуление есть и у глухих детей, это физиологическая функция, направленная на оттренировку голосообразования и голосоподачи, не несёт ни какой коммуникативной направленности. Лепет это уже слог, уже к году соотноситься с объектом, то есть слово закрепляется за содержанием. На первом году формируется понимание речи (от 50 до 150 слов), к ним не относятся невербальные средства общения (ни жесты, ни мимика).

Мутизм это отсутствие целенаправленного использования речи для коммуникации, при котором сохраняется возможность случайного произнесения отдельных слов и даже фраз.

 Понимание речи значительно опережает формирование активной самостоятельной речи, то есть сначала ребенок накапливает словарь, а потом запускается механизм продуцирования речи.

У аутичных детей появляющиеся слова закрепляются за определенным объектом, но нет гибкости, это отраженная способность, «калька», а творческий компонент отсутствует. Страдает словообразовательные и словоизменительные функции. В норме присутствует многозначность слова, то есть одна «лексема» обозначает целый комплекс: это могут быть и предметы, и действия и даже фраза. Например «би-би» - машина, водитель машины, машина едет и др. У аутиста – «лексема» закрепляется за одним конкретным значением, нет расширения смысла слова. Абстракция, творческая функция не развивается.

Встречается  нарушение, при котором речь до 4-5 лет   «формально» развивалась правильно, а потом начался распад. Это не аутизм, а генетическое заболевание, синдром Ландау-Клеффера, так называемая, приобретенная афазия с эпилепсией. Ребенок теряет навыки экспрессивной речи и рецептивной речи на фоне эпилептических приступов, которые случаются во время сна.

Основная проблема, это то, что родители зачастую ретроспективно не могут  обстоятельно вспомнить, как проходило становление речевой функции.

Аутисты лепечут в пространство, лепет вялый, лепетные слова и звукокомлексы появляются время от времени, но не удерживаются (могут прозвучать и исчезнуть бесследно). Важное отличие: нет излюбленных объектов, ни к чему не возникает стойкого интереса. Ярко выраженный протест на контакт,  на любое общение и взаимодействие со взрослым  и сверстником, то есть, если их не трогать, не тревожить, то ребенку с самим собой хорошо и комфортно. Дети первой группы очень инактивны, то есть  полностью зависимы от других людей, они не в состоянии самостоятельно организовать какую либо деятельность, их нужно всегда к этому понуждать. Если им, что-то нужно, они могут подвести взрослого к заинтересовавшему их предмету и положить на предмет его руку: это выражение их просьбы, форма максимально активного контакта с миром. Даже автоматизированные процессы не доступны. Надежды на адаптацию маловероятны. Базовая социализация не возможна.

2 группа

В младенчестве они активные, требовательные в выражении своих желаний, избирательнее в первых контактах с окружающим миром, с близкими. Такой ребенок сам диктует матери, как с ним следует обращаться, даже становится деспотом в своих требованиях определенного режима ухода за собой. Рано начинает выделять мать, но привязанность носит характер примитивной симбиотической связи. Ее постоянное присутствие необходимо для него как основное условие существования. На уход матери выдают рвоту, подъем температуры и др. Со временем эта патологическая привязанность только усугубляется. С раннего возраста формируются определенные стереотипы и ритуалы. Ребенок данной группы особенно чуток к соблюдению режима со всеми его мельчайшими подробностями. Повышенная, чрезмерная избирательность в еде. У ребенка появляются разные формы аутостимуляций (раскачивание, прыжки, потряхивание рук перед глазами, бег по кругу). Одновременно начинает привлекать скрипение зубами, онанирование, игра с языком, со слюной, облизывание, обнюхивание предметов, ощупывания различных поверхностей, отрывания, шуршания, сжимания, верчения и др. присутствуют многочисленные страхи. В основе страхов вычурная чувствительность ко всевозможным внешним раздражителям. Например, страх горшка, мытья головы, стрижки ногтей, волос и др.

Пока ребенок под опекой мамы, предугадывающей каждый шаг, ограждающей его от неприятных моментов и ситуаций ребенок пребывает в относительном комфорте. Но стоит поломать сложившийся стереотип как случается аффективный срыв.

Эти дети имеют какую-то речь в виде эхолалий, либо бессмысленных кусков текста. Словарь есть, но он не подкрепляется реальной жизнью. Моторных трудностей, они как правило, не испытывают. Звукопроизношение приближено к норме. Отраженные и отставленные эхолалии, трудности установления глазного контакта. Базовая социализация задерживается. Люфт между пониманием речи и собственной речью. Могут даже ситуативно подходяще вставлять свои штамповые слова и фразы и даже куски текста.

У детей второй группы есть любимые стойкие действия (качаться на качелях, катать машинки, паровозики). Чрезмерный, стойкий интерес к чему-либо, ритуальные действия.

Цель работы: смягчить стереотипы, формирование психологической гибкости. Если интеллект высокий, то шансы выравнить большие.

Речь развивается  с 3-4х лет, появляются  эхолалии, фразовая речь  малоразвернутая, односложная (да, нет), то есть примитивный жизненный набор, но способны к обучению чтению, в дальнейшем это используется, как компенсаторный механизм.

Важно организовать логопедическое сопровождение на всех уровнях образования, особенно в начальной школе, то можно добиться не  плохих результатов. Если в начальной школе прекратить коррекцию, то возможно развитие вторичной слуховой агнозии и речевой апраксии.

По-видимому, они воспринимают речь, как шумовой фон. Испытывают серьезные трудности при понимании текста, пересказ, ответы на вопросы, они не улавливают причинно-следственных связей, контекст.

При усиленной коррекционной работе, в зависимости от сохранности когнитивных функций есть возможность базовой социализации.

3 группа

Высокофункциональные аутисты.

Это своеобразные дети, они значительно легче, чем дети из первых двух групп. У них также проявляется сенсорная ранимость. У них часто отмечается серьезный диатез, склонность к аллергическим реакциям. В возрасте 2-3 лет поведение близкое к полевому, их привлекает какое-то отдельное впечатление, например, обнимать деревья, залезать на все горки и др. На замечания взрослого следует бурная реакция протеста, негативизма, поступков назло. Яркая отрицательная реакция взрослого на поведение ребенка провоцирует его в дальнейшем на подобные выходки. Эти дети не любят общаться со сверстниками, тяжело сходятся со взрослыми, им нужно достаточное время, чтобы начать вступать в контакт со взрослыми. Формально речь хорошая, часто они используют речь для усиления своеобразной аутостимуляции, они дразнят близких, произносят «нехорощие слова», проигрывают в речи возможные агрессивные  ситуации. Вместе с тем, для такого ребенка характерно ускоренное развитие, у него рано появляются «взрослые» интересы - к энциклопедиям, схемам, счетным операциям, словесному творчеству. В самостоятельной речи могут быть трудности в употреблении предлогов, родовых окончаний ( путают мужской и женский род), очень конкретные, медленно набирают глагольный словарь и словарь признаков, сравнительные степени, но хорошо, в отличии от УО берут цвет, форму. Часто присоединяется заикание. В школе трудности с пересказом текстов, написанием изложений и особенно сочинений.

4 группа

Самые легкие по формированию базовой социализации, не имеют сверхизбирательности. Развитие задержанное, особенно это касается моторики и речи, заметны также общее снижение тонуса, легкая тормозимость. Рано выделяют мать и круг близких. Своевременно (в 7 месяцев) появляется реакция на чужого человека, причем выражена очень остро. Характерна реакция испуга на неадекватное или просто непривычное выражение лица взрослого человека. Сверхзависимость от матери, необходимость эмоциональной поддержки и одобрения со стороны матери и близкого круга. Эти дети самые тяжелые по поведению. Манифест в 2,5-4 года. Аутоагрессия, крики, валяются на полу, истерики. Аутисты редко бывают агрессивно наступательными (т.е. редко кусают, щипают других).

Отличие от других форм, что проявления сглаживаются к 6-7 годам.

 

Дифференциальная диагностика

При УО ребенок развивается по всем параметрам, но примитивно. Аутист может обучиться формальным вещам, например лото по ассоциациям.

Сенсорная алалия, то есть у ребенка не развивается рече-различительная функция, речевой поток воспринимается как шумой фон. В отличие от аутистов,   эти дети пребывают в состоянии веселья, эйфории или наоборот плаксивы, ли эмоционально лабильны (переходы от повышенного фона настроения к пониженному, и наоборот). Прогноз не благоприятный, не компенсируются.

Коррекция речевых расстройств при РАС.

Для детей, у которых нарушен интеллект, речь, слух, зрение, давно составлены программы обучения, разработаны специальные методы и приемы работы. Система же помощи аутичным детям в нашей стране еще только начинает развиваться.

Тем не менее, коррекционная работа должна начинаться, как можно раньше, по возможности одновременно с диагностическим этапом. Успех коррекционной работы во многом  зависит от степени выраженности аутистических проявлений, уровня сохранности когнитивных функций и ряда других факторов.

Работа ведется по всем направлениям:

1. Развитие понимания речи. Беседа должна основываться на интересах ребенка, важно учитывать место проведения, так как в реальной жизни наши диалоги далеко не всегда происходят за столом. Поэтому ребенка надо окружить речевой средой, стараясь донести до него важность речевого общения. Важно, чтобы фразы не были только инструкциями к действию.

2. Формирование диалогической речи. Начинаем с элементарного базового диалога:  вопрос-ответ. Главное научить с помощью речи или жеста выражать свои желания, эмоции, чувства.

3. Развитие артикуляций и переключаемости РА.

4. Пополнение словарного запаса и развитие грамматических компетенций.

5. Развитие связной речи.

Для подготовки  по теме был использован лекционный материал  практикующего учителя-логопеда ЦЛП Климонтович Е.Ю., а также следующие  литературные источники:

1. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок.Пути помощи. – М.: Теривинф, 2000. – (Особый ребенок). – 336 с.

2. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки. – М.: Теревинф, 2003. – 160 с.

3. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – Изд. 9-е. –М.: Теревинф. 2018. – 128с.

 

 



Восточное Окружное Управление Образованием. Москва.
111395 г.Москва, ул. Молдагуловой, дом 20
Телефон 8(499)374-28-20, 8(499)374-31-31
www.glazkisad1125.ru
detcad1125@mail.ru