Навыки самостоятельности дошкольников

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Восточный административный округ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

"Школа № 1512"

Дошкольные группы по адресу ул. Молдагуловой дом 20

 

 

"Я умею, я хочу!". Навыки самостоятельности дошкольников

 

 Материал подготовили педагог-психолог Е.В. Ковальчук

 

 

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни, и оно должно воспитываться с раннего возраста.

Дети по своей природе активны. Задача взрослых - развивать эту активность, направлять её в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из вас незнакомо стремление ребёнка к самостоятельности. «Я сам», - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготки, кормить его.

Взрослые торопятся прийти па помощь ребёнку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребёнок не может выполнить это самостоятельно: порвёт, упадёт, уколется, а взрослый сделает всё быстрее и лучше. Такие действия взрослых членов семьи причиняют только вред. Ребёнка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы, если подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ребёнка. Полезнее было бы маме, папе потратить время на то, чтобы научить ребёнка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На просьбу ребёнка «я сам»  лучше дать  возможность испробовать свои силы. Родители скоро убедятся, что ребёнок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеться и др.

Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, заколок, носков, постоянное и удобное место для полотенца и т. д.

Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребёнка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая детей тем или иным действиям (надеть и снять кофту, завязать шарф, намыливать руки, правильно держать ложку и т. д., наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребёнок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь. Внимание детей обращают на рациональность тех или иных способов действия, например:

·              полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом уже вешать - так оно лучше просыхает, не падает на пол;

·              чтобы пятка сразу оказалась на месте, колготки надевают с носка, предварительно собрав их в «гармошку»;

·              чтобы правильно надеть платье или свитер, сначала нужно определить, где у них перед (на одежде детей младшего возраста должны обязательно быть отличительные признаки: застежка, метка, вышивка).

 

Обучая детей, учитывайте их опыт. Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности. Поддерживая его интерес к самообслуживанию, позволяем совершенствовать навыки самостоятельности.

В труде по самообслуживанию ребёнка учат доводить начатое дело до конца, выполнять работу качественно. В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки) можно понаблюдать за тем, как ребёнок ест, умывается, одевается.

Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребёнок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего дошкольного возраста чаще применяют положительную оценку. Положительная оценка порождает у малышей интерес, стремление улучшить свой результат, даёт им возможность увидеть, чему они научились, чему ещё нужно научиться. За что можно похвалить ребёнка в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребёнка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями.

Комментируя то или иное действие ребёнка, недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребёнком хорошо, а что ему не совсем удалось. Ваша реакция очень важна для ребёнка, именно потому вы должны быть тактичными и придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностью самоуверенность. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать всё самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.

В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Всё виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, папа и мама должны быть примером дли подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитать у своего ребёнка привычки к аккуратности. Дети школьного возраста также могут быть примером для младших братьев и сестер.

При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании учитываются их возрастные особенности. Так, если поручить ребёнку, которому нет ещё трёх лет, самостоятельно завязывать шнурки, то эта задача окажется для него слишком сложной. Конечно, можно достичь определённого результата, но это будет победа ценой излишнего возбуждения ребёнка. Раз это далось ему не сразу, значит задача предложена несвоевременно или подана неумело.

Труд должен приносить ребёнку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде следующий раз. Опыт придёт постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.

Важно, чтобы с раннего детства ребёнок усвоил, что работать трудно, но почётно. Учебный труд, который станет впоследствии для ребёнка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т. е. тех умений, которыми он овладеет в дошкольном возрасте.

 

Что дети младшего возраста должны научиться делать самостоятельно:

·              мыть руки, засучивая рукава;

·              мыть лицо, не разбрызгивая воду;

·              правильно пользоваться мылом;

·              насухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место;

·              одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, надевать, складывать, вешать, - выворачивать на лицевую сторону, пуговицы застёгивать, расстёгивать, завязывать шнурки ботинок;

·              замечать непорядок, в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью ко взрослому;

·              своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;

·              пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;

·              правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой;

·              убирать игрушки, книжки, строительный материал на определённое место.

 

Условия, необходимые для развития самостоятельности ребёнка в самообслуживании

 

В одевании:

*  вешалка для верхней одежды, соответствующая росту ребёнка;

* индивидуальная полка или место на полке для хранения предметов одежды (носовых платков, носков);

* постоянное место для хранения ночной рубашки, пижамы (желателен специальный мешок);

* удобная для одевания одежда (легко застёгивающиеся пуговицы; шнурки для обуви с твёрдыми наконечниками; кнопки, липучки; достаточно свободные резинки на юбках, трусах, колготах, шортах; соответствующий голове ребёнка размер ворота, удобные застёжки на платьях, кофточках).

 

В умывании:

* устойчивая подставка под ноги;

* постоянное и удобное место для зубной пасты, щётки, стаканчика или подставки для неё (при покупке данных вещей нужно позаботиться об их внешней привлекательности: яркая окраска, красивая этикетка, оригинальная форма);

* удобное место для полотенца

 

При приёме пищи:

* стул в соответствии со столом

* небольшого размера столовый прибор: тарелка, чашка, вилка, ложка;

* на доступном для ребёнка расстоянии хлебница с хлебом, нарезанным мелкими ломтиками.

 

 

Советы родителям

 

1.                Не нужно запрещать, нужно учить. Самостоятельная двигательная активность детей начинается очень рано. Как только мама заметила, что ребёнок пытается что-то сделать своими силами, например, почистить зубы, она должна ему показать, как это делать правильно: сколько пасты нужно выдавить из тюбика, как помыть щётку и куда её поставить и т. д. В дальнейшем мама должна присутствовать рядом, когда ребёнок чистит зубы. Заметив ошибку, мама должна деликатно её исправить, не пытаясь выполнить все действия за малыша.

2.                Поощрять креативность. Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста и малышей может стать творческим процессом. Стремление творить — это одно из проявлений самостоятельности. Если ребёнок рисует на стенах, ему нужно предоставить возможность рисовать на легальной поверхности. Не следует думать, что таким образом дети хотят досадить родителям. Они рисуют на той бумаге, к которой у них есть доступ. Если сыну или дочери предоставить достаточное количество бумаги или специальную доску, они постепенно откажутся от вредной привычки.

3.                Дать задание. Оно может быть символическим и ничего не значащим: прочитать книжку и пересказать её содержание, помочь бабушке вставить нитку в иголку и т. д. Небольшие задания необходимы для полноценного воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста и совсем маленьких.

4.                Предоставить свободу выбора. Планируя ремонт в квартире, родители могут допустить ребёнка к подготовке проекта. Пусть он сам решит, какие обои будут наклеены в его комнате. Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста должно быть основано на сознательном выборе. Он должен научиться выбирать, руководствуясь теми или иными критериями.

 

Не бояться ошибок

 

Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста так же, как и младшего невозможно без допущения ошибок. Человек многим вещам в жизни учится в процессе проведения эксперимента. Дочь не сможет испечь пирог как у мамы с первого раза. Скорее всего её первое кондитерское изделие не пропечётся, пригорит или будет иметь непривлекательный внешний вид. Впервые надевая носки, сын может не заметить, что они вывернуты на изнаночную сторону.

Задача родителей состоит в том, чтобы не ругать за неудачу, а подбодрить, поощрить. Можно принять участие в экспериментировании, не задумываясь о результате. Родители не должны бояться совершить ошибку сами и не пугать возможной ошибкой ребёнка. Если дочь хочет сшить кукле платье, можно дать ей обрез ненужной ткани. Мальчику, который просит разрешение вымыть посуду, следует дать возможность помыть небьющиеся предметы. Таким образом он будет учиться ведению домашнего хозяйства без вреда для имущества. Но если вред все-таки нанесён, наказывать детей не следует. Наказание сформирует у них страх перед дальнейшими самостоятельными действиями. В будущем ошибок может быть ещё больше.

Родители должны заниматься не только воспитанием сына или дочери, но и уделять достаточно внимания своему самообразованию: роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста велика. Чем больше будут уметь мама и папа, тем больше знаний они способы передать молодому поколению.

 

 



Восточное Окружное Управление Образованием. Москва.
111395 г.Москва, ул. Молдагуловой, дом 20
Телефон 8(499)374-28-20, 8(499)374-31-31
www.glazkisad1125.ru
detcad1125@mail.ru