Межполушарное взаимодействие. Диагностические пробы определения ведущего полушария голов

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ  №1512»

 

Дошкольное отделение № 1125

 

 

Семинар-практикум

для педагогов ДО № 1125 

«Психолого-педагогическое сопровождение организации образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО.

Межполушарное взаимодействие в развитии. Диагностические пробы определения ведущего полушария головного мозга»

 

Подготовила и провела

учитель – дефектолог

ДО № 1125      

Чернобурова И.А.

 

В возрастной период от 3 до 7-8 лет формируется доминантность полушарий мозга по руке и речи, закрепляются и автоматизируются все основные межполушарные асимметрии, фиксируется право- и левополушарный центры контроля за когнитивными (вербальных и невербальных) и эмоциональными психологическими функциями.

Бытующая сегодня точка зрения о резком увеличении количества левшей с точки зрения нейропсихологов (Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2005. Стр.141-143) обусловлена двумя факторами. Во-первых, это действительно имеет место из-за прекращения поголовного переучивания неправоруких, а во-вторых – это связано с ростом числа детей, у которых наблюдается нарушение развития систем межполушарного взаимодействия. По данным Семенович А.В. такой тип развития (дисгенезия спаек мозга стволового и отчасти гиппокампального уровня) – «дисгенетический синдром» наблюдается сегодня примерно у половины детской популяции.

Чтобы было понятно о чем идет речь, можно привести несколько примеров становления межполушарного взаимодействия.

 

1)                У правшей фонематический слух (различение звуков речи), как психологический фактор имеет левополушарную локализацию. Но, для речевого звукоразличения должна сформироваться база: звуковая дифференцировка бытовых и природых шумов, голоса человека; восприятие тембра, интонации маминой речи в разных ситуациях, в зависимости от близости её тела, собственного телесного комфорта или дискомфорта и т.п. Иными словами, развитие фактора фонематического слуха в левом полушарии должно быть максимально обеспечено прелингвистическими правополушарными компонентами. Нейропсихологические исследования доказывают, что дефицит или несформированность прелингвистического компонента может привести к грубейшим задержкам речевого развития, в частности по сенсорному типу.

 

2)                 Становление системы пространственных представлений на базе межполушарного обеспечения. До того, как в словаре ребенка появятся слова «голова», «выше», «вниз», «вперед», «левая рука», т.е. вербальная маркировка пространства (за которое отвечает левое полушарие), в правом полушарии должны сформироваться восприятие человеком схемы собственного тела и обобщенный образ различных объектов внешнего пространства. Например, зрительный образ восприятия штанги, может сопровождаться воспоминаниями и представлениями ощущений тяжести. Благодаря наличию в памяти обобщенного образа предмета, человек, взяв с закрытыми глазами в руки ложку, может зрительно себе представить её.

 

3)                Ещё один пример, известный всем феномен зеркальности, который демонстрируют практически все дети в процессе усвоения букв и цифр. Это факт несформированности функциональной асимметрии мозга, а следовательно центра правополушарного контроля за направлением процессов восприятия и памяти. В то время, как за реализацию знаковых программы (каковыми являются буквы и цифры) отвечает левое полушарие. В условиях того или иного дефицита межполушарных взаимодействий «зеркальные» феномены не исчезают естественным путем, продолжают активизироваться длительное время, до того пока ребенок научится произвольно контролировать свои ошибки.

 

 

 

Положительное влияние на развитие систем межполушарного взаимодействия оказывают упражнения, включающие сочетанные движения правой и левой половин тела

 

Методы обследования ведущего полушария головного мозга

 

В различных системах характер функциональной ассиметрии может быть неодинаков. Выделяют моторные, сенсорные и ассиметрии по психическим функциям, каждая из них подразделяется на множество видов. К моторной ассиметрии относятся: ручная, ножная, оральная, глазодвигательная и другие виды. К сенсорным ассиметриям относятся зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная и др. К «психическим» ассиметриям относятся мозговая организация речевых и других высших психических функций.

При оценке только элементарных моторных и сенсорных процессов может быть выделено множество вариантов нормальной функциональной ассиметрии больших польших полушарий.

Сразу нужно отметить, что любой профиль, выявленный при обследовании является нормой.

 

Начинать можно обследование с 4 лет, т.к. именно в этом возрасте начинает формироваться взаимодействие полушарий головного мозга. Мозолистое тело, которое отвечает за межполушарное взаимодействие анатомически вызревает к 12-13 годам, а функционально – к 13-14 годам. Поэтому в симптоматике детского возраста при дисфункции мозолистого тела отмечается изолированность выполнения функций по полушариям.

Каждая из проб на выявление сенсомоторных асимметрий выполняется с промежутками в течение нейропсихологического обследования 5-6 раз (момент накопления).

 

Моторные пробы

1)                «Замок». «Сделай, пожалуйста, так». Экспериментатор в течение одной секунды демонстрирует нужную позу. Переложить палец и сцепить «замок» ещё раз. Задать вопрос: «Тебе удобно?», попросить снова сделать «замок». Сверху оказывается большой палец ведущей руки.

2)                Поза Наполеона – переплетенные руки прикрывают грудь. Оценивается какая рука оказалась выше, какая пошла вперед наверх. Ведущая рука будет сверху.

3)                Рисование одной, затем другой рукой вертикальных линий по 1 см (две клетки) длиной, за 15-20 секунд. Инструкция: «Нарисуй палочки сколько успеешь. Я скажу: «Старт – ты начинай рисовать, скажу «финиш» - остановись». Оценивается количество палочек, а не качество рисования.– Ведущая рука та, которой нарисовано бо'льшее количество. Скорость будет примерно одинаковая при амбидекстрии.

4)                Проба на перекладывание. Сложить 2 листа А4 гармошкой. Экспериментатор просит переложить карандаши (5-6 шт.) из одной сеточки ячеек в другую (из дальней в ближнюю), засекает время в секундах. Пробу проводят сначала одной рукой, затем другой. Где быстрее, там ведущая рука.

5)                «Мяч в цель». Экспериментатор предлагает ребенку прицелиться мячом в цель. Может быть вариант, что берет чаще в одну руку, а прицеливается лучше другой (в этом случае нужно обратить внимание на зрительные пробы). Оценивается: сколько раз из 10 бросков мячом попал в цель. Бросание то одной рукой, то другой рукой.

6)                «Шаги назад». Экспериментатор предлагает ребенку идти спиной вперед. В результате фиксируется, с какой шаги начинает тестируемый двигаться, та ведущая.

7)                «Попрыгай на одной ноге». Ребенок начинает прыжки с ведущей ноги.

8)    «Забей мяч в ворота». Активная (в т.ч. толчковая) нога – ведущая.

9)                «Повернись, покрутись несколько раз». При вращении вокруг собственной оси предпочитается направление в сторону доминантной половины тела.

 

Сенсорные пробы

Зрительное восприятие

1)    «Загляни в щель двери». Прищуривается неведущий глаз.

2)                «Посмотри в калейдоскоп (в подзорную трубу)». Ребёнку прямо, по средней линии, в две руки дается один из этих предметов. Для рассматривания используется ведущий глаз.

3)                Для более старшего возраста (с подготовительной группы) проба на «Прицеливание». Ребёнку дается в руки линейка (или что-то аналогичное шириной около 2,5 см), предлагается на вытянутых руках загородить линейкой источник света. Тень падает на ведущий глаз, неведущий – видит свет.

 

Слуховое восприятие

1)                Проба «Подслушивание». Экспериментатор предлагает ребенку послушать около закрытой двери. Тянется ведущим ухом.

2)                Проба «Ответь по телефону». Ребёнку прямо, по средней линии, в две руки дается телефон. Подносится к ведущему уху.

3)                «Тиканье часов». Часы держим в двух руках, просим послушать издают ли часы тиканье.

4)                Дихотическое прослушивание. Через стереонаушники ребенок одновременно слышит группу слов по две серии (с правого уха – одна серия, с левого – другая), а затем воспроизводит слова, которые услышал. Из какой серии слова лучше усвоил ребенок, то ухо ведущее.

5)                Полевые пробы. Два помощника садятся с двух от ребенка, у каждого свой список из 10 слов. Ведущий подает знак, ассистенты одновременно говорят в оба уха испытуемого. Какое слово произнесено раньше и четче? Для этой пробы необходимым условием является понимание ребенок речевых инструкций.

 

Варианты результатов

 

Правшество – ведущая правая сторона во всех (в большинстве) пробах – доминантное левое полушарие мозга.

Праворукость – моторные пробы – ведущая правая рука, в сенсорных пробах – левая сторона. Это значит, что доминируют моторные зоны левого полушария, а затылочно-теменные области будут активны справа.

Амбидекстрия – смешанная асимметрия мозга. На занятиях взрослому нужно учитывать, что такой ребенок быстро истощается, у него низкая работоспособность, за счет истощения 1-ого функционального мозгового блока.

Левшество – ведущая левая сторона во всех (в большинстве) пробах – доминантное правое полушарие мозга. (ПРИЛОЖЕНИЕ)

 

Литература

 

Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2005.

Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2007.

Хомская Е.Д. Нейропсихология: 4-е издание. – СПб.; Питер, 2005.

 

 

 



Восточное Окружное Управление Образованием. Москва.
111395 г.Москва, ул. Молдагуловой, дом 20
Телефон 8(499)374-28-20, 8(499)374-31-31
www.glazkisad1125.ru
detcad1125@mail.ru