Охрана зрения и профилактика зрительных расстройств в детском саду
Информация для родителей

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГБОУ Гимназия № 1512

 

Охрана зрения и профилактика зрительных расстройств в детском саду

 

Подготовили

учителя-дефектологи (тифлопедагоги)

дошкольного отделения № 1125

Наталья Ивановна Сувирова

Татьяна Николаевна Орехова

 

 

Важнейший аспект деятельности детского сада – охрана и укрепление здоровья ребенка. Профилактика появления зрительных расстройств у нормально видящих детей, ухудшение зрения на фоне патогенных факторов у детей с нарушенным зрением является одной из основных задач. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребенок в наш век, ознаменованный колоссальным объемом информации, более 80% которой поступает через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребенка рационально им пользоваться – задача, которая должна решаться педагогами во всех образовательных учреждениях и родителями в домашних условиях.

Родители и педагоги должны иметь представления о неблагоприятных факторах, которые могут отрицательно повлиять на ход развития зрительного анализатора и его функций в той или иной жизненный период в ситуациях активного взаимодействия ребенка с внешним миром.

Кратко рассмотрим возможные неблагоприятные внешние факторы для развития зрения в каждом возрастном периоде.

Раннее детство (от 1 года до 3 лет). Неблагоприятные факторы – неполноценное питание, нарушение двигательного режима, общая физическая слабость на фоне частых болезней – все это может отрицательно сказываться на физическом тонусе мышечной системы глаз, в последующем это может стать причиной снижения зрения.  Ещё одним отрицательным фактором в этом возрасте является плохой санитарно-гигиенический уход – могут возникать воспалительные процессы век, конъюнктивы, роговой оболочки. Травмоопасные факторы – выполнение физических упражнений без страховки, падения, ушибы (плохая координация движений, слаборазвитая мышечная система), бытовые травмы.

 

Младший дошкольный возраст (от 3 до 5 дет). К негативным факторам этого периода относятся:

·               отсутствие или постоянное нарушение режима жизнедеятельности ребенка;

·               частые ОРВИ и ОРЗ, частые воспалительные процессы в носоглотке;

·               недостаточное по интенсивности освещение большого и малого пространства, в котором активно действует ребенок;

·               преобладание в режиме дня занятий статического плана, т.е нарушение двигательного режима;

·               чрезмерные физические нагрузки.

 

Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет). Приоритетное негативное влияние начинают оказывать следующие факторы:

·               несоблюдение взрослым режима зрительных нагрузок для ребенка;

·               постоянное нарушение осанки в процессе статических занятий (связано, прежде всего, с несоответствием размера стола и стула);

·               плохое освещение рабочего места.

 

Выделение этих факторов связано с повышающейся ролью зрения в жизнедеятельности дошкольника: под контролем зрения ребенок выполняет многие тонкие и точные действия руками.

Травмоопасным фактором для зрения в этот возрастной период являются:

·               природная детская любознательность к разным веществам, жидкостям, попытка открывать или манипулировать с емкостями, в которых они хранятся;

·               желание ребенка, изображая в игре взрослого, действовать «по-настоящему» с предметами быта, в том числе и опасными;

·               спортивные упражнения и игры, сопряженные с падениями и ушибами.

 

В процессе определения охранно-профилактических мероприятий для детей с нарушенным и нормальным зрением и осуществления их в образовательном процессе педагогам необходимо знать детей, входящих в группу риска по ухудшению зрения. К факторам риска относятся:

·               Наследственный фактор;

·               Прогрессирующее ухудшение зрения;

·               Наличие и обострение общего заболевания, влекущие за собой ухудшение или сбои в функционировании зрительной системы (заболевания центральной и периферической нервной системы, сердечно-сосудистые заболевания, почечная патология, диабет, вирусная инфекция, заболевания суставов, болезни обмена веществ и др);

·               Низкий уровень физического развития (гипотония, слабость мышечной системы, нарушения осанки, слабое соматическое здоровье);

·               Систематическое длительное по продолжительности умственное, психическое напряжение, порождающее физическое напряжение на глаза, глазные мышцы и нервы.

Знание факторов риска снижения функций зрительной системы позволяет педагогам осуществлять дифференцированный и индивидуальный подходы в выборе и уточнении содержания отдельных офтальмо гигиенических мероприятий. Наличие фактора риска в развитии ребенка делает обязательным осуществление профилактических мероприятий.

Под профилактикой нарушений зрения у детей понимается система медико-социальных и психолого-педагогических мер, направленных на предупреждение заболеваний органа зрения путем устранения причин и условий их возникновения, а также путем повышения устойчивости растущего организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Ребенку в детском саду и дома необходимо создать такие условия, которые не заставляли бы орган зрения перенапрягаться. К таким условиям относятся:

·               Обеспечение и соблюдение санитарно-гигиенических норм освещенности рабочего места и мест жизнедеятельности детей;

·               Соблюдение статико-динамического и двигательного режимов;

·               Рациональная организация зрительной работы детей.

 

Более подробно раскроем каждое из этих условий.

Обеспечение и соблюдение санитарно-гигиенических норм освещенности рабочего места и мест жизнедеятельности детей.

Биологическое значение солнечного света для организма огромно. Он оказывает тонизирующее и укрепляющее действие, что способствует повышению сопротивляемости к различным заболеваниям. Свет оказывает и психологическое воздействие – создавая положительный фон, приподнятое настроение.

Световой режим в детских садах предусматривает рациональное в количественном и качественном отношении освещение всех помещений.  Врачами доказано, что в условиях плохой освещенности снижаются зрительные функции, нарастает утомление, понижается работоспособность. Постоянная недостаточная освещенность мест бодрствования и занятий детей является одной из причин раннего развития близорукости.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ОСВЕЩЕННОСТИ ПОМЕЩЕНИЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

·               Большое значение имеет хорошее естественное и искусственное освещение в помещениях детского сада. Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное равномерное освещение всех помещений (спектр цветоизлучения: белый, теплобелый, естественно-белый);

·               Не закрывать занавесками, шторами, комнатными растениями окна основных помещений (высота цветов не должна превышать 15 см от подоконника, рекомендуется комнатные растения размещать в уголках природы);

·               Столы во время образовательной деятельности располагают так, чтобы свет падал слева от глаз ребенка (для леворуких детей свет должен падать с правой стороны);

·               Расстояние от столов до окон должно быть не менее 1 метра, расстояние между рядами столов – не менее 0,5 метров, расстояние от первых столов до настенной доски – 2,5-3 метра;

·               Во время проведения организованной образовательной деятельности при рассаживании детей за столы следует учитывать состояние здоровья каждого воспитанника: детей со снижением зрения сажают у стены с окнами;

·               Стены, рамы, подоконники должны быть окрашены в светлые тона;

·               Проследите за тем, чтобы в поле зрения ребенка во время работы не было отражающих поверхностей. Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона;

·               Книжный уголок и уголок изобразительной деятельности должны быть оснащены дополнительным освещением. Лучше всего заниматься с настольной лампой, оставляя при этом общее освещение.

 

Соблюдение статико-динамического и двигательного режимов.

Когда ребенок длительное время сидит, то испытывает постоянную статическую нагрузку. Довольно быстро развивается утомление мышц. Устав, дети часто принимают неправильную позу, которая, став привычной, закрепляется и приводит к мышечной асимметрии (одно плечо выше другого), нарушению осанки, а иногда и к искривлению позвоночника. В процессе сидения в заданной статической позе мышцы шеи находятся в сокращенном натяжном состоянии и, действуя на шейные позвонки, затрудняют нормальное снабжение глаз кровью и нервными импульсами. Кроме того, наклоняясь из-за усталости близко к объекту зрительной работы (тетради, картинке, книге), ребенок увеличивает нагрузку на зрение и тем самым способствует развитию близорукости.

Педагоги и родители должны следить за правильной позой ребенка во время статических занятий; за соответствием размеров стола и стула росту ребенка; на занятиях необходима смена видов активности, позы; обязательным является проведение физкультминуток во время занятий малой подвижности.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО СОБЛЮДЕНИЮ

СТАТИКО-ДИНАМИЧЕСКОГО И ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМОВ

·               Не забывайте о правильном положении тела – ребенок не должен сутулиться, сидеть прямо с легким наклоном вперед, грудь не касается стола (расстояние между туловищем и краем стола – 3-5 см), оба плеча должны быть на одной высоте. Ноги, согнутые под прямым углом в коленях, опираются всей ступней на пол или на подставку для ног;

·               Поза за столом будет правильной и удобной, если размеры стола и стула соответствуют росту ребенка;

·               На занятиях статического плана (общеобразовательные, познавательные, по развитию речи, по изобразительной деятельности) педагог должен способствовать смене видов активности детей: перцептивной, речевой, практической, моторной и др.;

·               Для предупреждения двигательного и зрительного утомление необходима смена позы ребенка во время занятия. Детям можно предложить задания на зрительно-двигательную, зрительно-двигательно-слуховую, речевую координацию, упражнения на развитие чувства ритма и т.д.;

·               Для поддержания зрительной работоспособности, снятия общего и зрительного утомления, вызванного умственной работой, проводятся физкультурные паузу (физкультминутки).

 

Рациональная организация зрительной работы детей подразумевает под собой:

- чередование зрительной работы с отдыхом;

- ограничение непрерывной зрительной работы в соответствии с состоянием зрения;

- создание комфортных для зрения внешних условий рассматривания, наблюдения объектов внешнего мира;

- подбор объектов восприятия по размеру, цветности, сложности форм, их количества, по характеру зашумленности фона с целью сохранения достаточной энергетики глаза и предупреждения значительного напряжения.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

·               Картины и иллюстрации необходимо демонстрировать, закрепив их на доске, мольберте, подставке. Картину обычно предъявляют на определенном фоне, мелкие картинки тоже. Можно одновременно демонстрировать две одинаковые картины, чтобы все дети их хорошо видели;

·               Для детей 2 – 3 лет для рассматривания подбирают предметные изображения с четко выделенным контуром, максимально простой формы без дополнительных несущественных деталей, с минимальным числом и малой площадью перекрытий одного изображения другим. Изображение не должно быть многоцветным. Для детей 3 – 6 лет изображения должны иметь достаточно четкий контур, с выделением основных деталей, цвета и оттенки должны быть яркими и насыщенными. Усложняются требования к композиционному построению картинки: изображение нескольких объектов разного размера на первом (ближнем) и втором (дальнем) планах;  

·               Наиболее благоприятным фоном для показа предмета является черно-белый, либо зеленый (успокаивающий), коричневый (спокойный, контрастный) или оранжевый (стимулирующий). Следует сочетать предмет и фон по цвету, чтобы можно было его рассмотреть во всех деталях.

·               Условия для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта:

- выбор адекватного фона;

- выбор определенного цвета, так как цвет в сочетании и на расстоянии может меняться (например, красный рядом с желтым видится как оранжевый, синий – фиолетовым);

- постоянное использование указки для показа, для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть);

 

·               На занятиях, требующих продолжительного зрительного напряжения, а также в повседневной жизни для снятия усталости после любых зрительных нагрузок (игры с применением дидактических материалов, рассматривание наглядных пособий, работа в книжном уголке, уголке изобразительной деятельности и т.д.) обязательно проводится гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата. Она положительно влияет на быстрое восстановление работоспособности и эффективное усвоение учебного материала.

 

 

 

 



Восточное Окружное Управление Образованием. Москва.
111395 г.Москва, ул. Молдагуловой, дом 20
Телефон 8(499)374-28-20, 8(499)374-31-31
www.glazkisad1125.ru
detcad1125@mail.ru