Воспитание сенсорной культуры ребёнка
Информация для родителей

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ГИМНАЗИЯ № 1512

 

Дошкольное отделение № 1125

 

Воспитание сенсорной культуры ребёнка


Игры и упражнения для детей дошкольного возраста

 

(четвёртый год жизни)

 

Игры и упражнения для детей четвёртого года жизни рассчитаны главным образом на первоначальное ознакомление с шестью цветами спектра, пятью геометрическими формами, отношениями трёх-пяти однородных объектов по величине. Важно, чтобы дошкольники получили чёткие представления об этих свойствах, научились их узнавать в разных ситуациях и вариантах (что предполагает обобщение цвета, формы, отношения величин).

Особое внимание в этом возрасте уделяется усвоению и правильному употреблению названий свойств предметов (цвета, формы, величины). Часть заданий направлена на то, чтобы научить детей применять полученные представления при обследовании и обозначении свойств реальных вещей.

После ознакомления с шестью цветами спектра дошкольники начинают знакомиться со светлыми оттенками цветов. Педагог заботится о том, чтобы представления детей о цветах спектра уточнялись и обобщались, (любой цвет может иметь разные оттенки).

Ознакомление детей второй младшей группы с величиной предполагает, кроме усвоения отношений величин, развитие глазомера – умения подбирать на глаз предметы одинаковой величины.

 

Цвет

Воздушные шары

 

Цели. Познакомить детей с шестью цветами путём подбора по образцу. Словарь: названия шести цветов спектра – «красный», «оранжевый», «жёлтый», «зелёный», «синий», фиолетовый».

Материал. Демонстрационный: фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона (15/0,5см) шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр 10см). Это ниточки и шарики. Раздаточный: полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосочками – ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов.

Руководство. Педагог сообщает детям, что они будут играть в игру «Воздушные шары»: «Дети, у вас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся ниточки (размещает на равных расстояниях вертикально шесть полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета». Берёт один из шариков и прикладывает к ниточке того же цвета. После этого двое-трое детей по очереди «привязывают остальные шарики и называют цвет каждого. Если ребёнок затрудняется, взрослый помогает ему, хвалит.

Затем быстро раскладывается раздаточный материал, и ребята самостоятельно проделывают ту же работу. Педагог проходит по рядам и предлагает исправить допущенные ошибки.

 

 

Живое домино

Цели. Продолжать знакомство детей с шестью цветами спектра и их названиями. Учить сравнивать предметы по цвету путём прикладывания их друг к другу

Материал. Ленты шести цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый).

Руководство. Педагог повязывает детям на руки ленты различных цветов в виде браслетов и предлагает всем быстро построить круг так, чтобы у каждого ребёнка цвет ленты, повязанной на  руке, совпадал с цветом ленты товарища, стоящего с одной или с другой стороны.

 

Форма

Подбери фигуру

Цели. Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приёмом обведения и накладывания.

Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках.

Руководство. Педагог показывает круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показывает овал, также обводит его пальцем: «А это какая фигура?» То же самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах. Неточные и ошибочные ответы детей педагог исправляет.

«У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они совпадали с нарисованными». Педагог просит детей обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать её на начерченную фигуру и только при полном совпадении – класть.

 

Найди предмет такой же формы

Цели. Учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), по три-четыре предмета каждой из этих форм, обруч.

Руководство. Дети сидят на стульчиках полукругом. В центре расположены два столика: на одном – геометрические фигуры, на втором предметы. Педагог рассказывает правила игры: «К кому подкатится обруч, тот подойдёт к столу и найдёт предмет такой формы, какую я покажу, а название этой формы скажет тот ребёнок, которого он выберет».

Педагог катит обруч к ребёнку (первым следует выбирать наиболее смышлёного воспитанника). Ребёнок, к которому подкатился обруч, выходит, воспитатель показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается; если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Вызванный ребёнок выбирает кого-либо из сидящих, который говорит, что этот предмет круглой формы. Предмет кладут рядом с кругом. Затем педагог катит обруч к следующему ребёнку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам.

 

Величина

 

Три квадрата.

Цели. Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: «большой», «маленький», «средний», «больше», «меньше», «самый большой», «самый маленький».

Материал. Демонстрационный: три квадрата разной величины, фланелеграф. Раздаточный: у каждого ребёнка три квадрата разной величины, фланелеграф.

Руководство. Педагог: «Дети, у меня есть квадраты, вот такие (показывает). Этот – самый большой, этот – поменьше, а этот – самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите свои самые большие квадраты (дети поднимают и показывают их), положите. Теперь поднимите средние. Теперь самые маленькие». Чтобы нагляднее представить различия в величине квадратов, взрослый прикладывает их один к другому.

Далее педагог предлагает детям построить из квадратов башню. Показывает, как это делается, - помещает на фланелеграф снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте и вы такую башню на своих фланелеграфах», - говорит педагог.

Затем оцениваются несколько работ. Башни остаются на фланелеграфах.

 

 

Сделаем столбики.

Цели. Формировать умение выбирать на глаз предметы одинаковой величины.

Материал. Раздаточный: стержни пирамидок с одним кольцом-основанием. Кольца пирамидок различной величины в корзине.

Руководство. В игре принимают участие пять-шесть детей. Каждому даётся один стержень. Ребята рассаживаются вокруг корзины с колечками, педагог предлагает им нанизать на свои стержни колечки одинаковой величины: «Ищите в корзине свои колечки, если попадётся не такое, передайте друг другу. У вас должны получиться ровные столбики, разной толщины». Когда все столбики будут собраны, дети ссыпают колечки в корзину и меняются стержнями. Игра проводится вторично в более быстром темпе.

 

 

Комплексные игры и упражнения

 

Орнамент

Цели. Учить детей воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учётом их цвета и формы.

Материал. Демонстрационный: образец орнамента (в центре зелёный квадрат, по углам красные круги). Раздаточный: листы бумаги с контурным изображением того же орнамента; вырезанные из картона четыре красных и четыре зелёных круга, четыре красных и четыре зелёных квадрата.

Руководство. Педагог: «Дети, посмотрите, какая у нас висит красивая салфеточка. Какая фигура находится посередине? (Ответы). Правильно, это круги красного цвета».

Затем педагог предлагает воспитанникам украсить свои салфеточки: «У вас много разных фигурок. Выберите нужные фигурки и разложите их на салфеточках так же, как на этой. Когда кончите, оставьте ваши салфеточки на столах».

Педагог следит за тем, как дети выполняют задание, помогает тем, кто затрудняется. В конце игры подводит итог: «Вот какие красивые салфетки сегодня сделала наша группа».

 

 

Лото «Цвет и форма»

Цели. Закрепить представления детей о пяти геометрических формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и шести спектральных цветах (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый); учить ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму), отвлекаясь от третьего (величины).

Материал. Шесть карт, на каждой из них в разном порядке расположены пять фигур – квадрат, прямоугольник, равносторонний треугольник, круг, овал. Все фигуры, нарисованные на одной карте, имеют разный цвет. Тридцать вырезанных фигур – каждая из пяти форм представлена в шести цветах.

Руководство. В игре могут участвовать от одного до шести детей. Педагог берёт на себя роль ведущего (в дальнейшем её можно передать ребёнку). Дети получают  карты. Ведущий держит коробку с фигурами так, чтобы их не видели играющие. Ведущий достаёт из коробки по одной фигуре и спрашивает: «У кого такая?» Если ребёнок, у которого есть фигура той же формы и цвета, обнаружил это, он получает её и закрывает соответствующую фигуру на своей карте. Выигрывает тот, кто первый закроет все фигуры на своей карте.

 

 

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста

 

(седьмой год жизни)

Цвет

 

1. Спрячь мышку

Цель: ознакомление   детей с шестью цветами спектра и их названиями.  Обучение идентификации цвета.

Материал:

    Демонстрационный: листы бумаги шести цветов (20x15 см), посередине белый квадрат (8x8 см), на котором нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов - дверцы (10x10 см), игрушка - кошка.

    Раздаточный: такой же материал меньшего раз мера - цветные листы (10x8 см), белые квадраты на них (5x5 см), цветные квадраты (6х6 см); по три домика и шесть дверец на каждого ребенка.

Руководство. Воспитатель проводит с детьми игру "Спрячь мышку!". Сначала он знакомит детей с правилами игры, дети играют вместе с воспитателем. Затем дети играют самостоятельно. Они прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно того  же цвета, как домик, и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно.

Дети упоминают название шести цветов спектра.

 

2. Разноцветные комнаты

 Цель:    закрепление знания основных   цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов.

Материал:

    Демонстрационный:    листы   бумаги   (40x30   см) шести цветов - комнаты.       Раздаточный:  наборы мелких игрушек шести цветов на каждого ребенка.

Руководство.    Воспитатель вместе с детьми рассматривает   разноцветные комнаты (листы бумаги, расположенные на полу),  называют  какого они цвета.  Далее воспитатель раздает детям коробки с игрушками  шести цветов спектра.  Дети рассматривают игрушки. Воспитатель обращает внимание детей на то, что одни и те же игрушки могут быть  разного цвета (машинка зеленая и машинка желтая), и что разные игрушки могут быть одного цвета (красная чашка, красная ложка, красный флажок). Затем проводится игра: дети раскладывают игрушки по волшебным комнатам, подбирая их по цвету к каждой комнате (в красную комнату – все красные игрушки, в синюю – все синие и т.д.) Если задание будет выполнено правильно, они смогут войти в заколдованное царство.

 

3. Лото "Цвет"

Цель: закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов.

Материал. Шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов основных цветов. Маленькие карты с теми же изображениями.

Руководство. Воспитатель раздает карты лото и предлагает детям рассмотреть их. Затем проводится игра. Воспитательница - ведущий. Она достает из коробки по одной картинке и спрашивает: "У кого такая?". Если" ребенок, у кого есть такая же картинка, отзывается, он получает ее и закрывает ею картинку на карте. Если никто не спросил картинку, она откладывается. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки на карте.

 

 

Форма

 

1. Кто где спит

Цель: ознакомление детей с пятью геометрическими формами и их названиями. Формирование действия подбора по образцу.

Материал: 

    Демонстрационный:- больший круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник (фигурки-человечки).

    Раздаточный: те же фигурки меньших размеров с лицами по одному набору на каждого ребенка. Карточки с контурными изображениями тех же фигур той же величины.

Руководство. Дети вспоминают названия знакомых фигур – человечков.  Воспитатель поочередно показывает фигуры в следующем порядке: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя пальцем фигуру, воспитатель спрашивает, какой формы этот человечек. Особо фиксируется внимание на углах и пропорциях фигур (овал и прямоугольник - вытянутые). Дети "рисуют" контуры фигур в воздухе. Затем воспитатель предлагает поиграть с маленькими фигурками человечка ми. Детям раздаются карточки, где изображены "кроватки" для каждой из фигурок. "Человечков" надо уложить "спать" в подходящие для них кроватки, т. е. разложить все фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными.                                                  

 

 2. В царстве фигурок-человечков

Цель: ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обеспечение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры.

Материал:

    Демонстрационный: большие картонные круг,- квадрат, треугольник с нарисованными "лицами" - фигурки-человечки. 

    Раздаточный: по 2-3 круга, квадрата, треугольника меньшего размера разного цвета на каждого ребенка,

Ход занятия.    Воспитатель вместе с детьми поочередно рассматривает круг, квадрат, треугольник, обводя их контуры пальцем, дает  названия этих фигур.  Затем проводится игра: фигурки – человечки поочередно обходят всех: детой и собирают в корзинку печенье (разноцветные круги, квадраты, треугольники) Каждая фигурка берет печенье такой же формы, как и она сама.

 

3. Найди предмет такой же формы

 Цель: Обучение сопоставлению формы предметов и эталонами формы.

Материал. Геометрические фигуры пяти форм, по 2 предмета каждой из этих форм. Обруч.

Руководство. Воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы и игрушки разной формы, лежащие на столе перед ними, говорят, какой формы игрушки и предметы - круглой, овальной и т.д. Далее проводится игра: воспитатель показывает одну из фигур и предлагает тому ребенку, к кому покатился обруч, выбрать игрушку такой же формы и назвать, какой она формы. Выбранный предмет перекладывают на другой стол рядом с формой-образцом. Игра продолжается до тех пор, пока не будут подобраны к образцам все предметы.

 

4. "Магазин"

Цель: Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы.

Материал. Геометрические фигуры пяти форм, по 3-4 предмета или игрушки каждой из этих форм.

Руководство. Воспитатель предлагает детям игру в магазин. Дети делятся на "продавцов" и "покупателей". Покупатель, придя в магазин, предъявляет "чек" - ту или иную геометрическую фигуру. Продавец должен найти предмет или игрушку данной формы. Продавцы и покупатели могут меняться ролями.

 

Величина

 

1. Кто скорей свернет ленту

Цель: обучение выделению параметров величины предметов.

Материал. 2 ленты, закрепленных на палочках, одинаковой ширины, но разной длины и разного цвета: красная -1м, синяя - 50 см.

Руководство. Воспитатель показывает детям 2 одинаковые по ширине ленты с контрастной разницей по длине, учит, как надо свертывать ленту. Внимание на длине лент не фиксируется. Далее проводится игра: воспитатель вызывает пару детей, каждый берет по лен те, проводится игра-соревнование. Выигрывает, естественно, тот у кого лента короче. Остальные дети замечают, что тот, у кого лента длиннее, проигрывает. При повторении игры вызванные дети стремятся "захватить" короткую ленту, чтобы обеспечить себе выигрыш в соревновании. Дети объясняют свои действия, сравнивают ленты по длине, прикладывая их друг к другу.

 

2. Завяжем мишкам банты

Цель: обучение выделению параметров величины предметов.

Материал. 2 медведя одинаковой величины, 2 ленты одного цвета и фактуры, одной ширины, но разной длины.

Руководство. Воспитатель вносит двух медведей, говорит, что они собираются в гости, предлагает завязать им банты. Двум детям даются ленты, одному - длинная, другому - короткая (внимание на длине не фиксируется). Воспитатель помогает завязывать банты, но короткая лента едва сходится на шее мишки. Воспитатель вместе с детьми анализирует условие, которое препятствует достижению цели: лента коротка, надо подлиннее Дети сравнивают ленты, прикладывая их друг к другу. Затем находят ленту нужной длины для второго мишки, завязывают обоим мишкам банты.

 

3. Путешествие на лесную поляну

Цель: обучение выделению параметров величины предметов.

Материал: 4 длинных веревки для обозначения речек - широкой и узкой.

Руководство. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие на лесную поляну. В пути им встречается вначале узкая речка, через которую они должны перейти. Внимание на ширине реки не фиксируется. Через некоторое время на пути встречается еще одна река, более широкая, через которую дети перепрыгивают с помощью воспитателя с большим трудом, многие "промочили" ноги. Придя на поляну, дети вместе с воспитателем обсуждают своё путешествие: говорят, почему через одну речку удалось перейти легко, а через другую - с большим трудом. Фиксируется внимание на ширине речек: одна река шире, другая - уже.

 

4. Закрой двери в домиках

Цель: обучение выделению параметров величины предметов.

Материал: По два вырезанных из картона домика на каждого ребенка, у которых разные по ширине, но одинаковые по высоте прорези для дверей; по два прямоугольника одинаковой высоты, но разной ширины - "двери" (соответственно прорезям в домиках) на каждого ребенка, игрушка - лиса

Руководство. Воспитатель предлагает детям рассмотреть домики, лежащие перед ними, и поиграть в игру "Закрой двери в домиках, Воспитатель рассказывает, что в домиках живут зайчики, двери в домиках открыта Но когда выходит на охоту, лиса, надо помочь зайчикам надежно спрятаться в домиках, закрыв двери: подобрать к каждому из домиков ту дверь, которая плотно закрывает дверную прорезь на домике. Если ребенок, узкую прорезь закроет широкой дверью, то оставшаяся дверь будет уже прорези второго домика, и лиса утащит зайца. Игра может повториться несколько раз. В конце занятия дети сравнивают ширину дверей путем наложения.

 

 

Комплексные игры и упражнения

 

1. Гости

Цель: обучение группировке - геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета.

Материал:

   Демонстрационный: большие листы бумаги с контурным изображением круга и овала ("домики" фигурок-человечков).

    Раздаточный: круги и овалы разных цветов и размеров (по 3-4 шт.) на каждого ребенка.

Руководство. Воспитатель показывает круг и овал, просит вспомнить имена "человечков", показать, чем они отличаются друг от друга, обведя их пальчиками. Затем дети сравнивают вырезанные из картона фигурки круга и овала с контурным изображением этих фигур на листах бумаги (в их домиках): рассматривают, обводят пальчиком по контуру. Далее проводится игра. Дети помогают младшим братишкам и сестричкам круга и овала (круги и овалы меньших размеров) найти дорогу в домики своих старших братьев, т.е. раскладывают все кружки на лист бумаги с изображением круга, все овалы - на лист бумаги с изображением овала.

 

2. Подбери предметы похожего цвета

Цель: обучение сопоставлению цвета предмета е эталоном цвета, классификация по цвету, группировке оттенков.

Материал. Обруч, квадраты-образцы шести цветов, по 3-4 предмета (или игрушки) каждого из этих цветов разных оттенков.

Руководство. Воспитатель раскладывает все игрушки и предметы на столе перед детьми, вместе с детьми рассматривает их, фиксируя внимание на том, что игрушки и предметы разных цветов и оттенков. Затем проводится игра: воспитатель показывает образец (квадрат одного из шести цветов) и катит обруч к одному из детей. Ребенок выбирает предмет такого же цвета, что и образец, и выбирает ребенка, который назовет цвет и (желательно) оттенок предмета. Выбранный предмет кладется рядом с образцом на отдельном столе. Далее игра продолжается аналогично.

 

3. Построим домики для фигур

Цель: закрепление представлений о геометрических формах. Обучение воспроизведению геометрических  фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).

Материал.

    Демонстрационный: большие фигуры пяти форм, 13 палочек (можно наточенные карандаши), тонкая прыгалка или толстая нитка (длиной 60 см и 50 см).

    Раздаточный: фигурки-человечки меньшего размера, по 13 счетных палочек на каждого ребенка, тонкая проволока или толстая нитка (длиной 30 см 20 см) на каждого ребенка.

Руководство. Воспитатель показывает детям прямолинейные геометрические формы (квадрат, прямоугольник, треугольник), вспоминает их названия, предлагает построить для них домики. Дети вместе с воспитателем строят домики для фигур из палочек, поселяют туда большие фигурки. Затем воспитатель показывает детям круг и овал и предлагает построить домики для них. Домики строятся из проволоки или нитки. Далее дети самостоятельно строят домики для маленьких фигурок у себя на столах.

 

4. Чудесный мешочек

Цель: обучение подбору фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.

Материал. Два набора из пяти геометрических фигур, мешочек.

Руководство. Воспитатель заранее раскладывает на столе геометрические фигуры. Второй набор геометрических фигур помещается в мешочек. Воспитатель объясняет правила игры; воспитатель показывает образец одной из геометрических фигур и предлагает вызванному ребенку найти в мешочке на ощупь такую же фигуру, назвать ее. Все дети по очереди ищут в чудесном мешочке ту фигуру, которую показывает воспитатель.

 

5. Лото "Цвет и форма"

Цель: обучение ориентировке на два признака одновременно (цвет и форму) с отвлечением от третьего (величины).

Материал. Шесть карт лото с расположенными в разном порядке пятью геометрическими фигурами, все фигуры на карте разного цвета; тридцать вырезанных фигур пяти форм, шести цветов.

Руководство. Воспитатель - ведущий, достает из коробки по одной фигуре и спрашивает: "У кого такая?". Если ребенок отвивается, он получает ее и закрывает соответствующею фигуру на карте. Если никто не отзывается, фигура откладывается в сторону. Выигрывает тот, кто первый закроет все фигуры на картах.



Восточное Окружное Управление Образованием. Москва.
111395 г.Москва, ул. Молдагуловой, дом 20
Телефон 8(499)374-28-20, 8(499)374-31-31
www.glazkisad1125.ru
detcad1125@mail.ru