Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ГИМНАЗИЯ № 1512

 

Дошкольное отделение № 1125

 

Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

и сходными состояниями в детском саду

Подготовила старший воспитатель ДО № 1125 А.А. Лыкова

 

Природа и причины

Гиперактивность и дефицит внимания – одна из самых распространенных форм нарушений поведения в детском возрасте.

Проявляются эти нарушения в виде двигательной расторможенности, импульсивности поведения, расстройстве внимания, легкой недостаточности координации движений и мелкой моторики (Петрухин А.С., 2004, Заваденко Н.Н.,2000, Микадзе Ю.В.,2008).

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) можно рассматривать как сложное психическое состояние ребенка, характеризующееся особым профилем познавательных функций, эмоционально-личностной сферы и поведения ребенка. В практической работе в образовательном учреждении специалисты и педагоги сталкиваются с детьми, имеющими на момент поступления в дошкольное учреждение поставленный психоневрологом диагноз – СДВГ, а также с детьми, страдающими от сходных состояний (но не квалифицированных врачом). Эти сходные состояния могут проявляться как изолированные симптомы гиперактивности, импульсивности, расторможенности или дефицита внимания, которые препятствуют адаптации ребёнка и нарушают процесс его развития и обучения.

Гиперактивность — это чрезмерная активность ребенка со слабым контролем побуждений.

Импульсивность проявляется в так называемом полевом поведении, отсутствии периода обдумывания, самоконтроля и невозможности соблюдения правил.

Дефицит внимания — неспособность удерживать сосредоточенное внимание на познавательном материале в течение нужного для этого времени. Невнимательность проявляется в том, что ребенок сохраняет внимание в течение нескольких минут, не дослушивает инструкции педагога и объяснения, не доводит практическое действие до конца, чрезмерно отвлекается на посторонние раздражители. Эти дети имеют трудности в концентрации, им характерно снижение избирательности и произвольности.

В настоящее время медицинский диагноз, определяющий СДВГ—это гиперактивное расстройство с дефицитом внимания.

Распространенность СДВГ в детской популяции варьирутся, по данным разных авторов и составляет от 4% до 9,5%, а по некоторым данным даже  21-24%% (Халецкая О.В., Трошин В.М.,1998 Заваденко Н.Н.,2000). Т.е. данное состояние можно рассматривать как важный объект психолого-педагогической работы, как актуальная педагогическая, а не только медицинская проблема.

Причины СДВГ и сходных состояний

Пренатальные и перинатальные патологические факторы: асфиксия новорожденных, употребление матерью во время беременности алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, курение, возраст матери моложе 20 лет, переношенная беременность, длительные роды, заболевание ребенка на первом году жизни, недоношенность, морфофункциональная незрелость и гипоксически-ишемическая энцефалопатия.

Разные формы органических повреждений мозга у детей (черепно-мозговые травмы, нейроинфекции, пре- и перинатальная патология), наследственная предрасположенность.

Негативные внутрисемейные факторы: воспитание в неполных семьях (отсутствие отца, матери или обоих родителей), повторный брак у родителей, частые конфликты в семье, различные подходы к воспитанию ребенка у родителей и проживающих с семьей бабушки и/или дедушки, низкий уровень образования у матери и/или отца, продолжительная разлука с родителями в связи с проживанием у бабушки с дедушкой или в интернате, длительное тяжелое заболевание (чаще всего онкологическое) и/или смерть одного из родителей, алкоголизм или наркомания у родственников, проживающих вместе с ребенком, низкая материальная обеспеченность семьи, неблагоприятные бытовые условия.

СДВГ можно рассматривать как следствие органического повреждения мозга и как самостоятельный психопатологический синдром, наиболее ярко проявляющийся в недостаточности функций внимания. Исследователи СДВГ с точки зрения мозговых механизмов связывают недоразвитие внимание с 1) нарушениями функционирования правого полушария, 2) с незрелостью или дефицитарностью лобной коры мозга и 3) с дисфункциями подкорковых структур (например, стволовых).

Для сбора анамнестических данных и выявления причин СДВГ необходимо проводить:

1)    анализ медицинской карты и медицинских заключений на воспитанника;

2)    сбор истории развития ребенка с помощью анамнестической анкеты, заполняемой со слов родителей.

СДВГ определяется с 3-4 лет. Дети характеризуются особенностями поведения и психических процессов, у них возникают проблемы в детском саду во взаимодействии с группой сверстников, с воспитателями и др. Основной период проявления СДВГ— от 3 до 7 лет, поэтому основная нагрузка в преодолении СДВГ ложится на педагогов и специалистов дошкольных учреждений.

Психолого-педагогическая помощь детям с СДВГ

Психолого-педагогическое сопровождение детей с СДВГ и сходными состояниями построено на принципах сохранения, укрепления и развития здоровья, направлено на развитие здорового образа жизни.

Начнём мы с Вами с психологического сопровождения малыша. Психологические мероприятия – это неотъемлемая часть индивидуальных маршрутов сопровождения, принятых в нашем образовательном учреждении. Они построены на базе коррекционно-развивающих программ.

При сопутствующих нарушениях  познавательных и речевых функции (ФН, ФФН, НВОНР, заикание, несформированность учебных навыков и снижение темпа развития познавательной деятельности и др.) детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью показаны дефектологические и логопедические мероприятия.

В комплексной коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей незаменимы физкультура и спортивные занятия. Для детей младшего возраста полезны занятия ритмикой, детям постарше рекомендуются занятия хореографией, танцами, теннисом, плаванием, каратэ и другими восточными единоборствами. Спортивные занятия способствуют улучшению организации движений, в том числе тонкой моторики. Кроме того, регулярные тренировки дисциплинируют. Гиперактивным детям подходят любые спортивные занятия, кроме потенциально травматичных.

 

Рекомендации для родителей по воспитанию детей

с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрез­ок времени, чтобы он мог его завершить.

5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.

8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.

9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

12. Помните о том, что присущая детям с синдромом дефицита внимания гиперактивность хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.



Восточное Окружное Управление Образованием. Москва.
111395 г.Москва, ул. Молдагуловой, дом 20
Телефон 8(499)374-28-20, 8(499)374-31-31
www.glazkisad1125.ru
detcad1125@mail.ru