Познавательная литература для детей

 

"По страницам познавательной литературы для детей"

 

Подготовила материал

старший воспитатель

ГБОУ Гимназии № 1512

А. А. Лыкова

 

Существуют нормативные документы, в которых отражены основные положения, касающиеся познавательной литературы для детей. 29 декабря 2010г. был принят Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436-ФЗ. 

В статье 2. «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» указано:

Пункт 4 – информационная безопасность детей – состояние защищённости детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию;

Пункт 6 – информационная продукция для детей – информационная продукция, соответствующая по тематике, содержанию и художественному оформлению физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей;

Пункт 9 – классификация информационной продукции – распределении информационной продукции в зависимости от её тематики, жанра, содержания и художественного оформления по возрастным категориям детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; 

Пункт 11 – натуралистические изображения или описания – изображение или описание в любой форме и с использованием любых средств человека, животного, отдельных частей тела человека и (или) животного, действия (бездействия), события, явления, их последствий с фиксированием внимания на деталях, анатомических подробностях и (или) физиологических процессах.

В статье 5. «Виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей» говорится:

Пункт 2 «К информации, запрещённой для распространения среди детей, относится информация»

Подпункт 3 – обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

Подпункт 4 – отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

Подпункт 5 – оправдывающая противоправное поведение.

Пункт 3 «К информации, распространение которой среди детей определённых возрастных категорий ограничено, относится информация»

Подпункт 2 – вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий.

Статья 7. «Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет» - к информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные её жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображения или описания физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. «Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет» - к допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьёй 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные её жанром и (или) сюжетом.

Статья 15. «Дополнительные требования к обороту отдельных видов информационной продукции для детей»

Пункт 2 – содержание и художественное оформление информационной продукции, предназначенной для обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению продукции для детей, не достигших возраста шести лет.

 

Литература занимает в жизни дошкольника особое место, поскольку именно книга остается наиболее доступным средством духовного и нравственного развития личности. Приобщение ребенка к книге закладывает базовую основу его общей культуры и потому рассматривается нами как одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. 

Именно литература на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно-речевого развития ребенка, помогает ему быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения окружающих, подражать, в том числе и героям книг.

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева,  Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.)

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и  воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка, сопровождая человека с первых лет его жизни.

Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

При педагогической работе по образовательной области «Чтение художественной литературы» необходимо опираться на такие принципы как:

*          тщательный подход, обусловленный возрастными возможностями детей при подборе литературного материала

*          частота и регулярность чтения художественной литературы

*          интеграция образовательных областей с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей.

*          активное включение детей в повседневную деятельность.

*          максимальное использование развивающего потенциала художественных произведений в создании предметной и речевой среды.

 

Важно заметить, что задачи, решаемые в рамках психолого-педагогического сопровождения по введению в художественную литературу, требуют от воспитателя организации совместной с детьми художественно-речевой деятельности, ведь чтение для дошкольников – это, прежде всего, общение. 

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В 3–4 года ребенок отличается высокой познавательной активностью, пытается расширить свой кругозор, стремится вырваться за рамки окружающей его среды. Произведения о животных, природных явлениях, детях, описание игровых и бытовых ситуаций дают ему возможность перешагнуть границы окружающего, открывать и познавать мир.

В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Особую роль в воспитании и развитии ребенка 3–4 лет играет фольклор. Песенки, пестушки и потешки знакомят ребенка с правилами личной гигиены, правилами жизни среди людей, готовят его к будущей взрослой жизни.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Детям по-прежнему нравятся произведения малых фольклорных жанров, растет интерес к сказкам. Они с одинаковым удовольствием слушают поэзию и прозу.

Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме.

Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

Важно, чтобы ребенок с самого детства привык слушать и сюжетные, и лирические стихи. Последние приучают его к особому, вдумчивому, непрагматическому отношению к литературе, когда он не ждет от прочитанной книги только какого-то поучительного примера, познавательной истории, полезного совета, возможности повеселиться или пережить острые ощущения. Именно лирика дает ребенку возможность насладиться красотой слова и ритма, при этом не следует растолковывать малышу прочитанное, добиваться, чтобы он «все понял». При чтении стихотворений воспитатель, выделяет ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства.

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого из них.

Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.

При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.

Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи: воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи; воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором, дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.

Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

Слушание текста требует особой концентрации внимания, сосредоточенности. В отличие от просмотра фильмов, здесь необходимо представлять услышанное и самостоятельно создавать картину происходящего. Сопереживание героям произведений способствует эмоциональному и личностному развитию каждого дошкольника.

 С тановление детской литературы связано с появлением книг учебного назначения. Их авторы рассматривали художественное слово, помещенное рядом с обучающим материалом, как стимул к учению и усвоению житейских правил.

Начальный этап развития детской литературы в России связан с появлением произведений учительной литературы, первых букварей и азбуковников (16-17 вв.). Помещая на страницах учебных книг обращения к ученику, вирши, проповеди, авторы пытались пойти навстречу потребностям детского возраста. Первым русским детским писателем считается Карион Истомин. Его "Лицевой букварь" (1694) открыл одну из важнейших особенностей литературы для детей и юношества: принцип наглядности является основой не только учебной книги, но и художественной. От буквы к букве в нем совершалось целое путешествие, в результате которого ученик усваивал азбуку, множество нравственных понятий и познавательных сведений.

В своих основных чертах литература для детей складывалась со второй половины 18 века под влиянием возросшего в эпоху Просвещения интереса к вопросам воспитания, достижений педагогической мысли.

 Уже в 17 веке в мир русских книг вошли переводные произведения для детей: басни Эзопа, повести о Бове Королевиче, Еруслане Лазаревиче и др. В 18 веке в пересказе вышел роман М. Сервантеса "Дон-Кихот".

С 1768 переводились сказки Ш. Перро, впервые сделавшего этот фольклорный жанр достоянием детской литературы. "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта в русской обработке для детей сохранили лишь сказочно-приключенческую канву.

Стремлению обогатить и расширить кругозор ребёнка способствовала характерная для мировой детской литературы 18 века форма назидательной беседы (наставника с учеником, отца с детьми и т. п.). Диалогичную форму, отсутствовавшую в оригинале, получил роман Д. Дефо "Робинзон Крузо" в пересказе для детей немецкого педагога И. Г. Кампе. Начало этой традиции в русской литературе положил выполненный В. К. Тредиаковским перевод политическо-нравоучительного романа Ф. Фенелона "Приключения Телемака, сына Улиссова". Вслед за переводом появились многочисленные "Разговоры благоразумной наставницы с благовоспитанными воспитанницами ", "Письма матери к сыну о праведной чести и к дочери о добродетелях, приличных женскому полу" и др. Просветительские идеи в этих произведениях часто принимали форму морализирования. Рядом с "наставником", обращавшимся к "благонравным детям", в качестве героя появился послушный ребёнок-резонёр.

Подлинный просветительский пафос отчётливо зазвучал в одах M. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова ("Письмо к девицам г. Нелидовой и г. Борщовой"), Я. Б. Княжнина ("Послание к российским питомцам свободных художеств"), M. H. Mуравьёва. Обращаясь к будущим гражданам, авторы од утверждали силу и пользу просвещения, скромность и труд, высоту духовного совершенства. В своих стихотворениях M. M. Херасков ("К дитяти"), Г. А. Хованский ("Послание к детям Николушке и Грушиньке"), П. И. Голенищев-Кутузов ("Пятилетнему мальчику"), И. И. Дмитриев ("К младенцу"), рисуя раннее детство как самый счастливый период в жизни, время невинных шалостей, душевной чистоты, хотели подготовить человека к будущим житейским невзгодам и соблазнам.

 

Помочь детям разобраться в устройстве мироздания, в целях и смысле человеческой деятельности стремился А. Т. Болотов в книге "Детская философия, или Нравоучительные разговоры между одною госпожою и её детьми". Написанная понятно и живо, книга учила узнавать и любить природу, знакомила детей с основными положениями системы Коперника. Большую популярность имела также пьеса Болотова "Несчастные сироты", положившая начало детской драматургии. Настольной книгой всей читающей России стал "Письмовник" Н. Г. Курганова (наиб. полное - 4 изд., 1790).

 

18 век ознаменовался появлением первого русского журнала для детей "Детское чтение для сердца и разума" (1785-89гг.), на котором воспитывалось несколько поколений. Цель и назначение журнала его издатель Н. И. Новиков видел в том, чтобы способствовать воспитанию добрых граждан, помочь развитию тех чувств, без которых "человек в жизни благополучен и доволен, быть не может". В соответствии с этой программой в произведениях русской и переводной литературы, помещавшихся на страницах журнала, внушались благородные идеалы: человек ценился только в силу его личных достоинств, всякое насилие подвергалось осуждению ("Дамон и Пифиас", "Великодушие в низком состоянии", "Переписка отца с сыном о деревенской жизни", "О подражании родителям" и др.).

Деятельное участие в издании журнала принимал H. M. Карамзин (повесть "Евгений и Юлия", переводы, стихи). В начале 19 века в круг детского чтения вошли его произведения "Бедная Лиза", "Раиса", исторические повести "Наталья, боярская дочь" и "Остров Борнгольм". Плодотворной для детской литературы стала деятельность А. С. Шишкова, который выборочно перевёл и переработал около трети "пьес" из "Детской библиотеки" Кампе (русская версия выдержала 10 изданий). В стихах "Песенка на купанье", "Николашина похвала зимним утехам" и др. Шишков открывался как тонкий и добрый знаток детской жизни. Мир ребёнка в его занятиях, играх, чувствах, отношениях с родителями нашёл оригинальное отражение в стихах А. Ф. Мерзлякова ("Хор детей маленькой Наташе" и др.).

Отечественная война 1812 обострила интерес к истории. У читателя успехом пользовались сочинения П. Бланшара (в переводах Ф. Глинки, С. Немирова) "Плутарх для юношества" и "Плутарх для молодых девиц". В изданиях, вышедших после 1812, появились новые главы, посвящённые жизнеописанию "знаменитейших россиян". В издании 1823 книга представляла своеобразный курс русской истории от Ольги, Святослава и Владимира до Кутузова и Багратиона. Мастерским переложением исторических сочинений (в т. ч. Карамзина) отличались книги А. О. Ишимовой "История России в рассказах для детей". С творчеством Ишимовой и А. П. Зонтаг ("Священная история для детей...", ч. 1-2, 1837) связано и историко-просветитительское направление в детской литературе.

Традиция изображения внутреннего мира ребёнка, наметившаяся в литературе конца 18 века, получила развитие в ряде произведений 19 века, героем которых стал сверстник читателя ("Серый армяк" В. В. Львова, "Чёрная курица, или Подземные жители" А. А. Погорельского, "Сказки дедушки Иринея" В. Ф. Одоевского).

Особую роль в развитии детской литературы сыграло творчество А. С. Пушкина. Сам Пушкин не предназначал ни одного своего произведения специально для детского чтения. Но, как писал В. Г. Белинский, "... никто, решительно никто из русских поэтов не стяжал себе такого неоспоримого права быть воспитателем и юных, и возмужалых и даже старых... читателей, как Пушкин, потому что мы не знаем на Руси более нравственного, при великости таланта, поэта...". "Сказки", вступление к "Руслану и Людмиле", лирические стихотворения поэта рано входят в литературный мир ребёнка и в наши дни. По словам А. А. Ахматовой, "этим произведениям волею судеб было предназначено сыграть роль моста между величайшим гением России и детьми".

Однако в 19 в. получили также распространение произведения для детей невысокого художественного уровня. Поэзию и прозу, научно-познавательные и исторические книги Б. Фёдорова, В. Бурьянова, П. Фурмана отличали утилитарное морализирование, недостоверность и консервативный взгляд на историю. Критикуя книги, представлявшие собой "дурно склеенные" рассказы, пересыпанные сентенциями, Белинский подчёркивал ценность литературы, обращённой, в первую очередь, к чувствам ребёнка, где вместо отвлечённых идей и назидательных выводов будут главенствовать образы, краски, звуки. Указывая на необходимость развития художественными средствами воображения, фантазии ребёнка, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов рекомендовали для чтения детям и подросткам басни И. А. Крылова, поэзию и прозу В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, сказку "Конёк-Горбунок" П. П. Ершова. Круг детского чтения в 19 веке расширился за счёт переводов произведений Р. Э. Распе, братьев Гримм, Э. Т. А. Гофмана, X. К. Андерсена, Ч. Диккенса, В. Скотта, Ф. Купера, Ж. Санд, В. Гюго и др.

С конца 40-х гг. на страницах детских журналов стали появляться стихи, надолго полюбившиеся читателям. Эти произведения отвечали потребности ребёнка услышать и сказать о себе, легко запоминались ("Сиротка" К. А. Петерсона, "Раз, два, три, четыре, пять...." Ф. Б. Миллера, "А, попалась, птичка, стой..." А. Пчельниковой). Стихи перекладывали на музыку, они переходили в детскую игру.

В отечественной поэзии для детей принципиально новый этап открывало творчество Н. А. Некрасова. Поэт продолжил традиционную форму разговора взрослого с ребёнком, но наполнил её драматическим жизненным содержанием ("Железная дорога"). В стихах Некрасова впервые лирическим героем предстал крестьянский ребёнок, полный обаяния, образом своей жизни противостоящий праздному существованию. В круг детского чтения вошли многие произведения поэта. Мотивы родной природы, крестьянского труда также характерны для детской поэзии И. С. Никитина, И. 3. Сурикова, А. Н. Плещеева, Я. П. Полонского. В стихотворениях А. А. Фета ("Кот поёт, глаза прищуря", "Мама! Глянь-ка из окошка..."), А. Н. Майкова ("Сенокос", "Колыбельная песня") взрослые как бы персонифицировались, стали изображаться не как "старшие", "родители", которых дети боялись и почитали, а как близкие люди, вызывающие чувства любви и привязанности. Ожили окружающие ребёнка предметы и игрушки, зазвучал смех, обнаружились детские печали и радости.

Значительным фактором в истории детской литературы стала педагогическая деятельность Л. Н. Толстого. В своей "Новой Азбуке" он задался целью создать тип детской книги, способной стать источником нравственного и эстетического воспитания, приобщить ребёнка к чуду "заражения" искусством слова. Опираясь на опыт мировой литературы, он стремился выработать доступный детям образный и простой стиль повествования. Для "Азбуки" Толстой написал сказку "Три медведя", рассказы "Филиппок", "Косточка" и др.

Популярность завоевали поучительные рассказы К. Д. Ушинского ("Четыре желания", Дети в роще" и др.). К участию в своей книге "Родное слово", многократно переиздававшейся своеобразной детской энциклопедии, рассчитанной на первоначальное обучение ребенка, он привлёк Л. Н. Модзалевского, на стихи которого "Приглашение в школу" ("Дети! В школу собирайтесь!") выпал особенный читательский успех. Многократные переиздания выдержал сборник филосовских притч для детей "Сказки Кота Мурлыки" Н. П. Вагнера, центральная тема которого - взаимоотношение разума и чувств в душе человека.

Писатели, пришедшие в детскую литературу в конце 19 - начале 20 веков, расширили круг её проблем, создали новые жанровые формы. В произведениях Д. Н. Мамина-Сибиряка изображались картины жизни Урала, тяжёлый труд взрослых и детей, открывалась суровая красота тайги и глубина человеческих отношений ("Алёнушкины сказки" и др.). В "Лягушке-путешественнице" и др. сказках В. М. Гаршина полноправно соседствовали фантастический вымысел и близкая маленькому читателю реальность.

С трилогией Толстого "Детство", "Отрочество", "Юность", с повестью С. Т. Аксакова "Детские годы Багрова-внука" в детскую литературу вошёл герой-ребёнок как самостоятельная личность со своими индивидуальными чертами характера. В этих произведениях детство предстало как богатейший мир чувств, мыслей, интересов. Тематику литературных произведений во многом определяли вопросы о том, как зависят судьба и характер человека от социального устройства общества, когда начинается знакомство ребёнка с жизнью, как соотносятся между собой мир детей и мир взрослых.

В произведениях А. П. Чехова, В. Г. Короленко, А. И. Куприна, К. М. Станюковича дети чаще всего разделяют судьбу "униженных и оскорблённых". Общество обрекает их на непосильный труд ("Ванька Жуков" и "Спать хочется" Чехова, "Петька на даче" Л. Н. Андреева), они абсолютно беззащитны и бесправны. Трагична судьба одарённого Темы Карташёва, светлые стремления, которого раздавлены атмосферой гимназии, где господствуют лицемерие, доносительство и жестокость ("Детство Темы", "Гимназисты" Н. Г. Гарина-Михайловского). Мир детского сознания - поэтического, радостного, непосредственного - противопоставляется склонному к любым компромиссам сознанию взрослых; через наивное и чистое восприятие ребёнка события и люди получают наиболее верную оценку. Ребёнок с его особенной, часто нелёгкой судьбой, становится героем таких произведений, как "Детвора", "Мальчики" Чехова, "Белый пудель", "Слон" Куприна, "В бурю", "Змеиная лужа", "Серёжа" "Три друга", "Никита" А. С. Серафимовича, "Севастопольский мальчик" Станюковича.

В русской детской литературе в переводах вошли произведения мировой литературы: книги Ж. Верна, Т. Майн-Рида, Г. Эмара, Р. Л. Стивенсона, Марка Твена, А. Конан Дойла, Дж. Лондона. Широкое распространение среди детей получили произведения, непосредственно обращённые к ним (особенно в издании "Золотой библиотеки" М. О. Вольфа): "Маленькие женщины", "Маленькие мужчины" Л. М. Олкотт и др. Юные герои этих произведений в самых трудных, подчас трагических обстоятельствах сохраняют своё достоинство, мужество, доброе отношение к людям. Неизменным успехом у читателя пользовались народные и литературные сказки, в т. ч. "Чудесное путешествие Нильса Хольгерсона с дикими гусями по Швеции" С. Лагерлёф, "Алиса в стране чудес" Л. Кэрролла, рассказы и сказки Р. Киплинга, рассказы о животных Э. Сетон-Томпсона и др.

В 1901-17гг. в разное время существовало около 70 журналов для детей всех возрастов, в которых были напечатаны впервые многие произведения, получившие признание: "Рыжик" А. И. Свирского, стихи И. А. Бунина, К. Д. Бальмонта, С. М. Городецкого, А. А. Блока, Р. А. Кудашевой ("В лесу родилась ёлочка"), С. А. Есенина. Однако в этот период читательским спросом пользовалось немало "лёгких" сочинений (например, сериалы о сыщике Нате Пинкертоне).

В конце 19 - начале 20 веков создавались серьёзные научно-художественные и научно-популярные книги для детей, в работе над которыми участвовали видные учёные А. Н. Бекетов, А. А. Кизеветтер, М. Н. Богданов, П. Н. Сакулин и др. Тема науки и техники была представлена в произведениях Н. А. Рубакина, В. Лункевич, В. Рюмина, Я. И. Перельмана, создавшего серию книг "Занимательные науки" (продолженную В.А. Обручевым).

Первые два десятилетия советской власти ознаменовались напряжёнными поисками путей развития детской литературы, решения вопросов: как и о чём, писать для нового поколения советской страны, нужна ли пролетарскому ребёнку сказка? В острых дискуссиях превалировала официально поддержанная точка зрения, что сказка, использующая условные литературные приёмы, может оказать отрицательное влияние на реалистическое восприятие мира ребёнком, помешать воспитанию активного человека. Высказывались и предположения, что "новому" ребёнку нужна не весёлая, развлекательная книжка, а деловая, информационная. Появились книги, на страницах которых дети рассуждали о проблемах взрослых, пользуясь языком газетных передовиц. Под сомнение брались творчество К. И. Чуковского, стихи С. Я. Маршака, сказки В. В. Бианки.

Противником "суровых педантов реализма" стал А. В. Луначарский. Намечая перспективы развития детской литературы, он указал на талантливых писателей (С. Т. Григорьева, Бианки, Маршака, Д. И. Хармса, Ю. К. Олешу), способных по-новому писать для детей.

Значительную роль в ходе этих дискуссий сыграли статьи М. Горького "Человек, уши которого заткнуты ватой", "О безответственных людях и о детской книге наших дней", "О сказках". Он защищал право ребёнка на сказку, убеждённый в её благотворном влиянии на воспитание человека. Привлекая внимание писателей к современному материалу, он утверждал, что книга сможет оказывать влияние на ребёнка, если она будет говорить с ним "талантливо, умело, в формах, легко усвояемых".

Зачинателями советской поэзии для детей были К. И. Чуковский, В. В. Маяковский, С. Я. Маршак. Для Чуковского важная задача поэзии - помогать утверждаться детскому оптимизму. Весёлые, остросюжетные, динамичные стихотворные сказки Чуковского ("Крокодил", "Мойдодыр", "Муха-цокотуха", "Тараканище", "Чудо-дерево", "Бармалей"), легко запоминавшиеся уже в двух-трёхлетнем возрасте, способствовали расширению возрастных границ детской литературы.

Поэзия 20-30-х гг. испытывала сильное воздействие социального заказа - внушить детям новые понятия о морали, труде, о смысле социальной борьбы. Это нашло отражение в стихах Маяковского. Поэт продолжил традицию разговора старшего с младшим ("Что такое хорошо и что такое плохо", "Гуляем", "Конь-огонь", "Кем быть?"). Стремясь дать детям элементарные представления о жизни общества, Маяковский искал нетрадиционные пути их художественного воплощения. Он создал остросоциальную сказку-плакат ("Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий"), книжку-картинку ("Что ни страница - то слон, то львица", "Эта книжечка моя про моря и про маяк"), "Майскую песенку", "Песнь-молнию".

Создателем весёлого, лаконичного и точного "детского" стиха выступил Маршак. Его стихи афористичны, полны юмора, близки народной речи. Прошлое и настоящее, радость труда, благородство и отвага, удивительные свойства вещей, люди трудных, заманчивых профессий, игры и дела ребят - основные темы стихотворений Маршака ("Вчера и сегодня", "Пожар", "Почта", "Рассказ о неизвестном герое" и др.).

Преодолевая схематичные представления о ребёнке, детская литература становилась внимательнее к нему и, следовательно, разнообразнее как в тематическом, так и в художественном отношении. Уменье пристально всматриваться в жизнь растущего человека, начиная от первого его шага, первых игрушек и первых психологических проблем, отличает поэзию А. Л. Барто. В лирической манере рисовала детскую жизнь Е. А. Благинина: в её стихах чувства, поступки, дела ребёнка полны значения, детей связывает со старшими глубокая привязанность ("Вот какая мама", "Посидим в тишине"). Образ маленького человека, осваивающего мир как некое чудо, стал главным и в весёлых лирических стихах Л. М. Квитко (вошедших в русскую поэзию в переводах Маршака, С. В. Михалкова, М. А. Светлова, Благининой и др.).

Склонность к эксцентрической шутке, невероятностям, перевертышу были характерны для авторов журнала "Ёж" и "Чиж" Д. Хармса  ("Отряд", "Врун", "Игра", "Иван Иваныч Самовар"), Ю. Д. Владимирова ("Чудаки", "Оркестр", "Евсей"), Н. А. Заболоцкого ("Как мыши с котом воевали", "Сказка о кривом человечке"). По творческой манере был близок им и А. И. Введенский, автор публицистических стихов для детей старшего возраста, стихотворных рассказов, лирических миниатюр для малышей (сборники "На реке", "Путешествие в Крым", "Лето", стихотворение с назидательной основой "Кто?"). Новые пути в поэзии для детей открывало творчество С. В. Михалкова, соединившего юмористическое начало с лирическим и публицистическим ("Дядя Стёпа", "А что у вас?", "Мы с приятелем").

Большой путь прошла детская проза 20- 30-х гг. Трудными оказались поиски путей освещения в детской литературе событий революции и гражданской войны. Потерпели неудачу попытки дать представление о революционных событиях для младших читателей через камерный игрушечный мир ("Бунт кукол" Городецкого, "Война игрушек" Н. Я. Агнивцева). Первыми книгами, соединившими правдоподобное изображение событий с занимательным, приключенческим сюжетом, были повести "Ташкент - город хлебный" А. Н. Неверова, "Р. В. С.", "Школа" А. П. Гайдара и др. На многие вопросы ребёнка, по-новому осваивающего мир, отвечали произведения С. Г. Розанова ("Приключения Травки"), Б. С. Житкова ("Что бывало", "Что я видел"). Герои Житкова - моряки, рабочие, охотники - постоянно держат экзамен на мужество, товарищество, честь; в трудных испытаниях раскрывается истинное лицо человека.

Особенно была любима читателями литературная сказка - жанр, меньше прочих испытывавший влияние идеологических стереотипов. Богатство вымысла, увлекательный сюжет, герой, который близок читателю, - основные особенности сказок "Три толстяка" Олеши, "Золотой ключик, или Приключения Буратино" А. Н. Толстого, пьес "Красная шапочка" и "Снежная королева" Е. Л. Шварца, "Волшебник Изумрудного города" А. М. Волкова. Большой популярностью пользовались повесть-сказка "Старик Хоттабыч" Л. И. Лагина и юмористические "Приключения капитана Врунгеля" А. С. Некрасова.

Во 2-й половине 30-х гг. в официальной воспитательной политике серьёзная роль отводилась героическому примеру, что обусловило распространение биографии как жанра. Появились произведения ленинианы (рассказы Зощенко, А. Т. Кононова), книги о деятелях партии ("Железный Феликс" Ю. П. Германа, "Грач - птица весенняя" С. Д. Мстиславского, "Мальчик из Уржума" А. Г. Голубевой и др.).

Чувствовать красоту родной природы, свою связь с ней помогали книги Н. И. Плавильщикова, Н. Бианки, Е. И. Чарушина, M. M. Пришвина. Эти писатели создали в советской детской литературе жанр научно-художественной книги, получивший развитие в 60-80-е гг. Начало научной публицистике положили кн. М. Я. Ильина ("Рассказ о великом плане", "Рассказы о вещах", "Как человек стал великаном"), Житкова ("Телеграмма", "Гривенник", "Пароход").

Значительную роль в развитии советской литературе для детей и юношества и в объединении детских писателей сыграли журналы для детей "Мурзилка", "Пионер", "Дружные ребята", "Костёр" и др., в которых сотрудничали Маршак, Житков, Б. Ивантер, Н. Олейников, Шварц и др. В журнале "Детская литература" (1932-41гг.) систематически давались оценки и анализ новинок детской книги. Большое значение имело создание издательства "Детская литература".

Одной из самых значительных в литературе становится тема Великой Отечественной войны 1941–1945гг.. Из художественно-документальных книг читатель узнавал о своих сверстниках, участниках и героях войны ("Четвёртая высота" Е. Я. Ильиной, "Повесть о Зое и Шуре" Л. Т. Космодемьянской, "Партизан Лёня Голиков" Ю. М. Королькова, "Улица младшего сына" Кассиля и М. Л. Поляновского и др.). Много внимания в этих книгах уделялось довоенному времени, рассказу о том, как складывался характер и духовный облик героя

Писатели стремились донести до юного читателя суровую правду жизни людей на войне и в тылу ("Сын полка" В. П. Катаева, "На ялике", "Маринка" Пантелеева, "Дорогие мои мальчишки" Кассиля, "Иван" В. О. Богомолова).

В литературе для детей послевоенного периода действовали противоречивые тенденции. Как и всё искусство, детская литература 40-х - 1-й половины 50-х гг. пережила период бесконфликтности и фальсификации действительности. Однако в это же время создавались произведения иной направленности, более соответствовавшие реальности и потребностям юного читателя. В этом смысле официальная педагогическая установка на формирование гармонической, высоконравственной личности ориентировала детскую литературу на общегуманистические ценности, развитие любознательности и расширение кругозора. Многие писатели обратились к опыту русской классики и фольклора. Отражая в книгах трудности и противоречия своего времени, они стремились проникнуть во внутренний мир ребёнка, понять его подлинные потребности, радости, огорчения. Забавно о серьёзном - писали свои книги H. H. Носов ("Витя Малеев в школе и дома", "Приключения Незнайки и его друзей" и др.), Ю. В. Сотник ("Белая крыса", "Про наши дела"), Ю. Хазанов ("Мой марафон"), В. Медведев ("Баранкин, будь человеком!"), В. Ю. Драгунский ("Денискины рассказы"). Юмор положения не становился здесь самоцелью, а помогал исследовать многообразие жизни, раскрыть характер героя.

Примечательным явлением в детской литературе 80-х гг. стала повесть В. К. Железникова "Чучело", оспаривающая укоренившуюся точку зрения, согласно которой коллектив всегда прав. Здесь правда оказывается на стороне девочки, противопоставившей своё нравственное отношение к жизни жестокости и бездушию своих сверстников.

Многие писатели обратились к оригинальным жанровым формам. На основе восточной литературной традиции Л. Соловьёв создал "Повесть о Ходже Насреддине", полюбившуюся читателям разных возрастов. Мастерское использование приёмов модернистской прозы отличает повесть о послевоенном детстве Е. Дубровина "В ожидании козы" и др.

Значительное влияние на детской литературы 50-70-х гг. оказали приключенческие романы и повести, литературные сказки, в т. ч. переводные. Детская проза этого периода включает созданные на различных языках многонациональной страны истории робинзонад, ребячьих похождений в духе Тома Сойера и Гека Финна, опасных игр, в результате которых дети разоблачают преступников. Из произведений подобного жанра читателям полюбились мастерски написанные повести А. Н. Рыбакова "Кортик" и "Бронзовая птица", поэтика которых восходит к "Судьбе барабанщика" Гайдара.

Атмосфера игры, нередко связанная с нарушением традиционных жанровых канонов, присуща сказкам, сказочным повестям и притчам, к которым детские писатели охотно обращались в 60-80-е гг. Таковы пародийные театрализованные сказки Э. Н. Успенского, сказки Т. Александровой, сочетающие фольклорные и современные мотивы, романтические сказочно-приключенческие произведения Ф. Кнорре, С. Л. Прокофьевой и Крапивина; фантастические повести В. Алексеева, философские сказки Р. Погодина и др.

60-80-е гг. ознаменовались бурным интересом к научной фантастике. Подростки увлекались книгами Р. Брэдбери, К. Саймака, Р. Шекли, но их огромной популярности не уступал успех отечественных романов и повестей. Постоянный интерес вызывают и книги 20-30-х гг. "Аэлита" и "Гиперболоид инженера Гарина" А. Н. Толстого, "Голова профессора Доуэля" и "Человек-амфибия" А. Р. Беляева, "Пылающий остров" А. П. Казанцева, К. Булычёва и др. Остросюжетные, насыщенные современной проблематикой, они волновали дерзостью мысли, чуткостью авторов к запросам дня.

В детской литературе 60-70-х гг. наметилась своеобразная "диффузия" жанров. Стирались чёткие границы между художественной прозой и научно-художественной, научно-популярной литературой. Книги о живой природе В. Чаплиной, Г. А. Скребицкого, Н. Я. Сладкова, Г. Я. Снегирёва, И. И. Акимушкина читаются как полноценные художественные произведения, отличающиеся духом гуманности, чувством ответственности человека за всё живое. Увлекательно и доступно рассказывают детям о мире современной науки Д. С. Данин, о диких и домашних растениях - Н. Л. Дилакторская и H. M. Верзилин, о минералах - А. Е. Ферсман, о ремёслах - Ю. А. Арбат, о живописи - Л. Н. Волынский.

На 60-70-е гг. приходится расцвет поэзии, с раннего детства воспитывавшей в читателях чувство слова. В произведениях И. П. Токмаковой, В. В. Берестова, Б. В. Заходера, Я. Л. Акима, Э. Э. Мошковской, Ю. П. Мориц, Г. В. Сапгира, А. М. Кушнера, Л. Мезинова, В. Левина, Ю. Кушака, Р. Сефа, В. Лунина, О. Дриза есть фантазия и юмор, неподдельное чувство, тонкий лиризм, озорство. В это время продолжали также работать поэты старшего поколения - Барто, Благинина, Михалков.

В жанре научной публицистики в 80-х гг. работали писатели А. М. Маркуша, Р. К. Баландин, Г. И. Кублицкий. В научно-художественной детской литературе большое значение имеет биографическая тема - жизнь знаменитых учёных (книги Л. Э. Разгона о физике П. Н. Лебедеве, об астрономе П. К. Штернберге).

С 1990 Российским детским фондом издаются журнал "Трамвай" для детей младшего возраста, привлёкший читателя яркостью и оригинальностью. Пользуются популярностью литературные альманахи "Мальчик" и "Девочка", создатели которых ставят перед собой задачу помочь нравственному становлению растущих мужчин и женщин, сформировать у них хороший эстетический вкус.

В 50-70-х гг. появились новые переводы и пересказы для детей произведений мировой детской литературы, народных сказок. В круг детской поэзии вошли баллады Э. Лира, шуточные стихи А. Милна. Во многих любимых детьми переводных произведениях детство выступает как некая автономная страна, законы которой не умеют понять взрослые ("Король Матиуш Первый" Я. Корчака, "Маленький принц" А. де Сент-Экзюпери). Персонажи книг Дж. Барри ("Питер Пэн и Бенди"), Милна ("Винни-Пух и все-все-все"), П. Траверс ("Мэри Поппинс") попадают в воображаемый мир, где живут увлекательной, активной жизнью. Юные читатели наслаждаются игровой стороной этих сказок, взрослым они открывают многое в сложном мире ребёнка.

Большой популярностью пользуются книги шведской писательницы А. Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живёт на крыше", "Пеппи Длинный чулок", "Мио, мой Мио!". Весёлые приключения героев, мягкий юмор произведений Линдгрен раскрывают полноту жизни, создают поучительные характеры.

 Польский поэт Юлиан Тувим точно выразил универсальный характер детской литературы, сказав, что если под обстрел попадают лень, хвастовство, болтливость, самонадеянность, если в стихах царят добрый смех, шутка, игра, веселье - значит, это для всех детей. Достоянием детской литературы России, как и многих других стран, стали книги Э. Кестнера и Дж. Крюсса (Германия), А. Маршалла (Великобритания), Дж. Рода-ри (Италия), писателей стран Вост. Европы А. Босева, Д. Габе, М. Алечкович, В. Незвала, Ф. Грубека, А. Секоры. Высокий профессиональный уровень отличает переводы и пересказы произведений зарубежных писателей на русский язык Т. Г. Габбе, А. И. Любарской, Заходера, Токмаковой, Коринца, Берестова, В. Орла, Ю. Вронского, Акима и др.

Органичной частью отечественной детской литературы стали произведения мировой детской классики 2-й половины 20 века - философские сказки "Властелин колец" Дж. Р. Толкиена, "Порог" и "Маг земноморья" У. Ле Гуин, книги Т. Янсон и др.

 А с ейчас мы с Вами от развития истории детской литературы перейдём к современному разделению по видам.

В последнее время выпускается огромное количество литературы для детей, и оно возрастает с каждым годом. В этом многообразии не всегда можно понять, какая книга подходит ребёнку, а какая – нет, какая будет способствовать развитию, а какая может навредить, а с книгами ребёнок-дошкольник встречается как в детском саду, так и дома.

Литература для детей, как и литература для взрослых, имеет разные цели и направленность. Условно можно разделить всю детскую литературу на три большие области: художественную, дидактическую и познавательную.

Художественная литература – самая объёмная и разноплановая область детской литературы, к которой относятся, прежде всего, поэзия и сказки (народные и авторские).

Познавательная литература даёт ребёнку знания о мире, о законах природы, например о животных – где они живут, что и как едят и т.п.

Дидактическая литература, в отличие от познавательной, характеризуется наличием специальных заданий, тренирующих отдельные навыки. Эти задания могут быть направлены на различение цвета, формы, размера, на освоение букв, цифр или на отработку навыков письма и т.п.

Каждый вид детской литературы имеет свои воспитательные и развивающие задачи, поэтому для полноценного развития детям необходима литература всех видов. Остановимся подробнее на каждом из них.

 

Художественная литература

 

Дошкольный возраст – повторюсь, время стихов и сказок. Дети легко сочиняют сами, улавливая случайную рифму, с удовольствием слушают и запоминают понравившиеся рифмованные строчки. В библиотеке детского сада обязательно должны быть как классические стихи К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Ю. Мориц, так и стихи современных авторов – М. Яснова, В. Лунина, Р. Мухи и др.

Сборники народных сказок, традиционные сказки Г.Х. Андерсона, А.А. Милна, Т. Янсон и др. также необходимы для полноценного художественного развития. Сказки созвучны детскому восприятию, позволяют проживать разнообразные мотивы в иносказательной волшебной форме.

То, что ребёнок понял, то, что его затронуло, он стремится отразить в игре. Поэтому важно, чтобы книжки для детей предоставляли ребёнку такую возможность. Во многих классических книгах для детей содержание близко к детской жизни, а главные герои – дети или персонажи – понятные и привлекательные для детей дошкольного возраста. Именно таковы многие популярные герои детских книг – Вини-Пух, Мумии-тролли, Незнайка и др. Есть и современные герои, отвечающие этому критерию, например котёнок Финдус из книг шведского писателя Свена Нурдквиста.

Связь игры и литературы издателями часто понимается буквально – книжка может иметь форму машинки, которая ездит, и малышу интереснее не слушать рассказ, а катать машинку. Ещё один вариант такой «игровой добавки» - встроенное звуковоспроизводящее устройство. Например, если нажмёшь на картинку лягушонка, он начинает квакать, а на картинку утёнку – крякать. Иногда в книгу встраивают какой-либо музыкальный инструмент, который может быть косвенно связан с её содержанием. Так, к изданию «Бременские музыканты» прилагается в запечатанном виде маленькая дудочка. Игровые добавки могут иметь самые разные варианты, но все они призывают ребёнка к действию – нажимать, вращать, крутить, словом играть. Однако к настоящей игре все эти действия не имеют отношения. В то же время для маленьких детей такие игровые добавки являются привлекательными, но интерес к таким пробам, а значит и к самой книге, быстро иссякает, в силу возрастных возможностей. При этом литературное содержание становится не важным.

Чтение – это самостоятельная деятельность. С книгой не надо играть, её надо читать! Оба вида деятельности (чтение и игра) должны не совпадать во времени, но быть связаны по содержанию. Поэтому, хорошие варианты книг предусматривают возможность проигрывания сюжета и содержания текста после его прочтения. Например, бывают книги, в которые встроен кукольный театр – вклейка с героями книги. Ребёнок после прослушивания книги может проигрывать сюжет с кукольными героями.

Полноценное восприятие литературы предполагает сопереживание героям книги, погружение в её контекст, представление описываемых событий. Это достаточно сложная и полезная деятельность, для которой необходимы определённые условия. Прежде всего, это целостность текста и издания. Народные сказки шлифовались веками, из них исчезало всё лишнее, так что в результате сюжет и детали сказки предельно сжаты, насыщены и самодостаточны. Однако сегодня в традиционные сказки вставляются мало связанные с их содержанием задания, которые нужно выполнить в процессе чтения. Например, по ходу знакомства со сказкой «Гуси-лебеди» ребёнок должен сосчитать, сколько гусей летит в небе, сколько яблок растёт на яблоне и пр. Или в сказке про трёх медведей на странице, где медведи возвращаются домой, предлагается показать, что стоит в шкафу. Такие задания, кроме того, что они вообще никак по смыслу не связаны с содержанием сказки, ещё и нарушают её восприятие, разбивают её целостность.

Издатели «улучшают» книгу не только добавлением отдельных дидактических заданий, вся сказка целиком может быть переделана под определённые нужды, например, «Красная шапочка» может служить в качестве пособия по обучению определять время по часам. Содержание подобной сказки представляет собой краткий пересказ первоисточника, расписанный по часам и минутам – от выхода Красной шапочки из дома до момента времени, когда волк её проглотил. Сама по себе идея распорядка дня для изучения часов может и хорошая, однако при чём здесь широко известная авторская сказка «Красная шапочка»? Изучать время можно и на другом материале. Получается, что с точки зрения создателей подобных книг, введение специальных заданий в сказку сразу делает сюжет развивающим, т.е. непосредственно сказка про Красную шапочку ничего не развивает, а та же сказка, в которой нужно измерить время, сразу превращается в развивающую.

К сожалению, в глазах современных издателей и покупателей сказки часто не имеют самостоятельной ценности, поскольку признаётся только «обслуживающая» ценность литературы (например, получение информации), её могут просто коротко пересказать, исказив содержание и смысл. Такая простая житейская логика совершенно не принимает в расчёт развивающее значение самой детской художественной литературы. Восприятие сказки или рассказа – само по себе развивающее занятие для ребёнка, которое не требует никаких дополнительных дидактических вставок. Такие «модернизации» разрушают целостность восприятия художественной литературы. Задачи художественной и дидактической литературы принципиально различны, и, объединяя их, мы не решаем никакой из них.

 

Дидактическая литература

 

Традиционные книги с разнообразными заданиями для детей представлены в очень большом количестве. Такие задания направлены: на развитие ручных навыков (книжки-поделки: прописи, раскраски, книжки-«рецепты»: по лепке и т.п.) и на познавательное развитие (загадки, задания на классификацию, обучение цветам, счёту и др.). Самые распространённые книги такого рода – раскраски. Такие книги бывают разного уровня сложности: контур изображения может быть чётко прорисован или только намечен и т.п. Выбирая такие книги, важно обращать внимание на сами изображения для раскрашивания. Современные раскраски часто сделаны на основе популярных детских мультфильмов – от Вини-Пуха до Барби и Человека-паука.

Книги с разнообразными заданиями можно использовать в непосредственно образовательной деятельности, а также в свободной самостоятельной деятельности. Однако не все подобные книги подходят для детей, часто они очень плохи с эстетической точки зрения (чрезмерно пестры, плохо оформлены), страницы могут быть перенасыщены информацией. Некоторые книги предлагают с помощью текста и картинок изучать понятия типа «быстрый - медленный» и т.п.

Один из основных недостатков, встречающихся в дидактических (как и в познавательных) книгах для детей – их фрагментарность, отсутствие целостности, когда вся книга состоит из отдельных, ничем не связанных кусков. Дидактическая книга также предлагает изучать какой-нибудь материал, например, цифры, полностью вырывая его из контекста. Однако такая подача материала в дошкольном возрасте бесполезна. Человек вообще и ребёнок в особенности ориентирован на смысл, поэтому и задания, и любая информация должны быть осмыслены, подаваться в определённом контексте. Хороший пример книги, где счёт необходим по смыслу, - это, например, сказка Альфа Прейсена «Про козлёнка, который умел считать до десяти».

 

Познавательная литература

 

В дошкольном возрасте детей начинает интересовать окружающий мир, у них появляется большое количество вопросов по поводу всего, что они видят. Это период интенсивного познавательного общения со взрослым, или «возраст вопросов». Далеко не всегда взрослые могут ответить на достаточно трудные вопросы ребёнка. Поэтому разнообразные энциклопедии и тематические книги (о животных, машинах и др.) очень полезны как детям, так и взрослым. Такая литература сейчас представлена в больших количествах, и она безусловно, нужна. Вместе с тем энциклопедия для дошкольников имеет свою специфику и должна существенно отличаться от аналогичных изданий для взрослых и старших детей.

Прежде всего, характер изложения информации должен учитывать возрастные особенности и возможности понимания детей. В дошкольном возрасте дети (даже современные) познают мир в основном наглядно-образным путём. Они строят образы на основе собственного опыта, связывают их и создают свою картину мира. Поэтому им вовсе не обязательно давать научные понятия. Не стоит также перегружать детей анатомическими и физиологическими подробностями организма человека или животного, достаточно просто связать интересующее их явление с тем, что они уже знают и понимают. Детей вполне удовлетворяют весьма приблизительные ответы на их вопросы, но они очень важны, поскольку способствуют построению их собственной картины мира. В то же время информация не должна искажать действительность и допускать в сознание ребёнка всё объясняющие мистические силы. Несмотря на простоту и доступность, эти ответы должны отражать реальное положение вещей.

Представить и усвоить содержание текста помогают картинки. В познавательных книгах для дошкольников нужны достаточно крупные реалистичные картинки, отражающие содержание текста. Лучше, если такие книги иллюстрированы нарисованными картинками, а не фотографиями. Художник отображает характерные, существенные признаки предметов и явлений, помогая восприятию ребёнка. Дошкольники значительно лучше усваивают текст с опорой на изображения, кроме того, картинки делают книгу привлекательной, вызывают желание рассматривать и изучать её, стимулируют познавательную активность и дополнительные вопросы.

Важное требование к познавательной литературе для детей – системность изложения. Существуют книги для малышей, в которых информация передаётся совершенно хаотично, без всякой системы – одно за другим идут сообщения о коровах, самолётах, о пользе ромашки, о затмениях луны и пр. Отсутствие всякой логической связи между частями текста создаёт хаос в сознании ребёнка и только дезориентирует его. Познавательная книга должна иметь понятную и детям, и взрослым логику изложения и давать знания, связанные с определённой темой. Хорошие примеры таких книг для детей – «Аэропорт», Э. Метцера и «Пожарная команда» А. Самойлова (изд-во «Урал Лтд», 2009).

Ещё одна проблема, связанная с познавательной литературой для дошкольников, - это непосредственно тематика текста. Сейчас появляется много познавательной литературы для детей дошкольного возраста, связанной с ранее табуированными темами секса, смерти и др. такие книги чрезмерно откровенны и механистичны, в них много своеобразного юмора (и в тексте, и в иллюстрациях), не понятного дошкольникам. По своему содержанию такие книги подходят только для школьного возраста. Вопросы, связанные с собственным появлением на свет, смертью и подобные им, конечно, интересуют дошкольников, однако ответы на эти вопросы должны соответствовать пониманию и потребностям детей дошкольного возраста, быть облечены в соответствующую форму.

 

Обзор научно-познавательной литературы для родителей и педагогов

 

Дошкольники - это особенные читатели, ведь им интересно всё! Они любознательны, они - открыватели и исследователи, постоянно желающие узнавать. Любознательность - мотор развития, а познавательные книги рассказывают обо всем на свете: о небесах, о морях и океанах, о рыбах, птицах и зверях, о деревьях и цветах, о мире машин, и, конечно же, о людях. К тому же такие книги написаны живо, интересно и увлекательно!

З адачи научно-познавательной литературы  очень схожи с основными задачами педагогической работы:

1.    расширить кругозор ребенка;

2.    вызвать интерес;

3.    научить самостоятельно находить ответы на свои вопросы (осуществлять поиск).

 

Научно-познавательных книг огромное количество. 

Нельзя обойти вниманием классиков научно-познавательной литературы, которые представлены в хрестоматиях «Зеленые страницы» (сост. С.Сахарнов) и «300 страниц про зверей и птиц».

В сборники вошли лучшие произведения известных российских писателей, классиков научно-познавательной литературы: В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, Э. Шима, Г. Скребицкого, К. Паустовского. Эти писатели считали, что чтение познавательных книг поможет детям выявить те или иные склонности в математике, технике, литературе, а также научит их любить и уважать природу.

Николай Иванович Сладков - автор документальных книг о природе. Он пишет о том, что сам видел и наблюдал. Человек недюжинной энергии и отваги, он спускался на дно морей, озер и рек, карабкался по скользким и сыпучим скалам, продирался через буреломы, залезал в заброшенные колодцы пустынь.

Геннадий Яковлевич Снегирев. В его рассказах и маленьких повестях тайга, тундра, пустыня и океан показаны глазами ребенка, глазами изумленными и заинтересованными.

Юрий Дмитриевич Дмитриев. По основной профессии - ученый-биолог. В молодости работал учителем. Наблюдая за ребятами, он замечал, что многие из них жестоки к природе. Как бороться с этим пороком? Как внушить ребятам бережное и трепетное отношение ко всему живому? Поэтому девизом его творчества стало: «Чтобы любить природу, надо ее знать».

Виталий Валентинович Бианки – основоположник природоведческой культуры для детей. В своих сказках Виталий Бианки по доброму, интересно рассказывает детям о разных законах живой природы. В его сказках главное – познавательный материал, но не менее важна и нравственная сторона поступков героев.

300 страниц про зверей и птиц.

Хрестоматия об удивительной и загадочной жизни родной природы. В своих рассказах авторы рассказывают об этом чудесном мире, о том, как трогательно, забавно и в тоже время трудно живут его обитатели. Авторы пробуждают в душе каждого любовь к окружающей природе, призывают ценить и беречь красоту родной земли.

Зелёные страницы: хрестоматия по экологии для начальной школы (сост. С. Сахарнов)

Книга выпущена к семидесятилетию издательства «Детгиз». Эта книга - самый настоящий подарок всем читателям. Для взрослых - это воспоминание об их далёком детстве, а для маленьких детей - это встреча с «певцами родной природы».

Перед нами «школа» Виталия Бианки: классические сказки-рассказы самого мастера и работы шестерых его учеников. Алексея Ливеровского, Кронида Гарновского, Нины Павловой, Зои Пироговой, Святослава Сахарнова и Николая Сладкова.

В своем предисловии С. Сахарнов (один из самых успешных «учеников» «школы») рассказывает о своем учителе и его последователях, а потом отдельно - в послесловии - разговаривает с ребятами о природе и ее охране. Иллюстрации Татьяны Капустиной сопровождают текст в лучших традициях познавательной детской литературы — на каждом развороте.

Вот что пишет С. Сахарнов: «Все без исключения страницы этой навсегда новой книги написаны людьми, одаренными редким счастьем - счастьем созерцания. Его почти не осталось. Оно забыто, утрачено, и вовсе не писатели, а медики пытаются теперь научить современного ребёнка сосредоточиться хотя бы на пять минут…

Бианки и друзья никого ничему нарочно не учат. Они только выражают своё искреннее восхищение тем, что у одной птицы нос длинный, а у другой - крепкий. После этого необязательно идти в зоологи. Достаточно просто жить живым человеком».

А к маленьким читателям он обращается так: «Постарайся быть ближе к природе… Будь наблюдателен. Знай, что жизнь муравья не менее интересна, чем жизнь лисы или тигра. Не разоряй гнезда и норы, не захламляй лес и не поджигай сушняк. Полюби охоту с фотоаппаратом или научись делать зарисовки с натуры. Ощути себя частью единого мира всего Живого. Если можешь - веди дневник».

Следуя советам Святослава Сахарнова, научиться вести дневник поможет книга Ренцо Барцотти «Животные рядом с нами».

Автор этой книги предлагает каждому по-новому взглянуть на мир природы, проникнуть в тайны природы, заглянуть в ее укромные уголки, став настоящим исследователем и открывателем. Автор предлагает свой опыт общения с природой - это наблюдение и ведение дневника, где все впечатления от встречи с природой преображены в замечательные рисунки и заметки. Книга расскажет о «Снаряжении юного натуралиста», где лучше наблюдать за природой, а на выделенных страницах дневника ребенок познакомиться с особенностями каждого животного, его образа жизни, питания, местах обитания, воспитания потомства. Восхитительные иллюстрации сделают книгу не забываемым помощником.

Продолжая разговор о научно-художественной книге нельзя обойти книги замечательной современной писательницы Тамары Шамильевны Крюковой. Её стиль - это умение рассказать о сложном простым языком. Читаются такие книги на одном дыхании.

Т. Ш. Крюкова «Лесной календарь».

Книга знакомит малышей с приметами каждого месяца года. Главный герой - Лис от скуки решает посвятить себя науке - изучать приметы. Он отправляется в путешествие по лесу, где встречает различных зверей, которые помогают рассказать ребятам о приметах каждого месяца.

Т. Ш. Крюкова «Сказки почемучки».

Сказка «Почему грибной дождик с солнцем дружит» приглашает ребят в гости к дождливой семье. В этой семье все работают дождями, и каждый дождь твердо знает «свое место и время». Так ребята знакомятся с разными видами дождей: Косохлестом, который дружит с Порывистым Ветром; с бабушкой Морось, которая «принималась осенью за дело», с папой Ливнем, мамой Дождиной. Однажды рождается в их семье маленький дождик - Ситничек. И многочисленная родня никак не может прийти к общему мнению, как и где должен работать Ситничек. У Ситничка была своя заветная мечта - он хочет приносить людям радость! Но никто не хотел слушать маленького дождика. Тогда Ситничек решает свою судьбу сам…

В книге «Сказки Почемучки» есть еще не мало замечательных поучительных сказок: «Откуда у дятла красная шапочка?», «Почему в году четыре сезона?», «Почему летучая мышь вниз головой спит?» и др.

На той же доброй, радостной ноте написан цикл книг Александра Тихонова «Времена года»

Основная цель издания - дать учащимся дополнительные знания о живой природе, помочь лучше усвоить материал основного курса. Сезонные явления в жизни растений и животных, особое внимание уделено редким и исчезающим видам.

Главные герои книги: Сорока Варвара, Следопыт, мальчуган Олеська - рассказывают о природе, путешествуют по окружающему миру, знакомят с временами года.

Сорока Варвара - в разделе «Варварины новости» делится самыми свежими новостями, лесными приметами и другими впечатлениями от смены времен года.

Следопыт - удивительный человек, исходивший вдоль и поперек все лесные чащи. Он знает всех птиц и зверей, жучков и паучков, все травки и цветочки. У него есть своя «Школа Следопыта», которая многому научит детей. Следопыт расскажет об удивительных животных, научит узнавать зверей по повадкам, а птиц - по голосам.

Мальчуган Олеська в своих «Олеськиных рассказах» - неутомимый выдумщик и искатель приключений - рассказывает обо всех удивительных историях в лесу, на даче и в школе.

В конце каждого месяца - проверочные вопросы по прочитанному материалу.

В разделе «Узелки на память» можно познакомится с ядовитыми растениями и грибами и запомнить, что такие лесные дары ни в коем случае нельзя класть в свои корзины.

Рассказы, отмеченные специальными «книжными» значками - это рассказы о редких растениях и животных «Красной книги России». Рассказы веселые и читаются на одном дыхании.

Издательство «Мнемозина». Серия книг «Что говорит наука…»: «Вселенная», «Земля», «Море», «Климат».

Эти книги - четыре удивительных путешествия по окружающему миру. Иллюстрации в книге, словно рисованные мультипликационные фильмы, сопровождаются небольшими познавательными текстами. Животные, насекомые, птицы на иллюстрациях всегда улыбаются, создают атмосферу добра и гостеприимства. Поэтому сразу же хочется окунуться в море, поплавать с черепашками, посмотреть на коралловые рифы, покататься на морском ките или слонах. В конце каждой книги издатели предлагают самые интересные факты.

«Климат» - книга расскажет об удивительных превращениях и разных свойствах воды, о смене времен года, о климате и погоде, почему в одни дни тепло, а в другие холодно? И как правильно одеваться в разную погоду?

Книга «Море» расскажет нам о мировом океане и его обитателях, познакомит с айсбергами, подводными вулканами и морскими цветами. Также мы сможем совершить познавательную экскурсию на дно океана, и узнать есть ли там жизнь.

«Вселенная» - расскажет о планетах солнечной системы, астероидах, кометах и космической пыли. Также в книге можно найти простые и наглядные эксперименты о движении Земли вокруг Солнца, и смене дня и ночи.

В книге «Земля» мы найдем небольшие рассказы о различных местах обитания растений и животных, населяющих нашу планету. И сможем узнать как они приспосабливаются к окружающей среде?

Серия предусматривает чтение родителей детям, а затем совместное обсуждение прочитанного и последующее выполнение практических заданий. Предлагаемые игры, эксперименты и творческие задания превратят процесс обучения в увлекательное для ребенка исследование вещей и явлений, будут способствовать развитию любознательности и наблюдательности.

Автор книг «Здравствуй физика», «Мы едем, едем, едем» Леонид Гальперштейн предлагает ребятам познакомиться с миром техники. Новая книга из серии «Познаем мир» - «Люди и крылья: моя первая книга о технике».

Книга об истории покорения воздушного пространства человеком, о том, как устроены самолеты и ракеты, почему они могут летать, подниматься в воздух и преодолевать огромное расстояние. Книга с доступным текстом и яркими познавательными иллюстрациями.

Серия книг Ефрема Левитана «Астрономия для умненьких детей» должна заинтересовать детей самой увлекательной наукой о вселенной - Астрономией.

Всего в серии 10 книг. Все они красиво и красочно оформлены, с хорошими пояснениями, они дадут возможность ребенку прикоснуться к астрономии на доступном для него уровне! Книги этой серии - начальная ступенька к ее изучению. Тексты книг построены в стиле беседы с маленькими читателями.

Последняя 10-ая книга «Ау, инопланетяне!» будет интересна не только детям, но и взрослым: одиноки ли мы во Вселенной или разумные существа живут во многих Солнечных системах и галактиках? Прочитав эту книгу, дети узнают, что же думают об этом ученые. Дети узнают о своем «адресе во Вселенной», о том, где находится наша Галактика, как она устроена и где в ней расположено Солнце, а также о таинственных радиосигналах, о радиотелескопах, помогающих раскрывать тайны вселенной, о «космических чудесах» и многом другом.

Хочется отдельно сказать о книгах серии «Читаем сами», «Я умею читать», «Моя первая книга» издательства Белый город.

В них богатейший, разнообразный материал. Книги этих серий отличает превосходное качество, занимательный материал, у многих книг - крупный размер шрифта. Кроме этого, в книги вплетены яркие иллюстрации - великолепные картины лучших художников, изумительные фотографии природы и окружающего мира. Мир, который нас окружает - полон чудес. И все чудеса - раскрываются перед детьми. Книги серии способны удивить, увлечь, заинтересовать! Авторы книг - молодые, но уже завоевавшие себе имя писатели: Ирина Голицина, Ольга Колпакова, Светлана Лаврова, Татьяна Жукова, Инна Гамазкова, Наталья Майорова.

«Занимательная география», «Царство цветов», «Занимательное природоведение» и другие - увлекательные рассказы о разных странах, о мире животных, в которые вплетены сказки, легенды, былины, ошеломляющие научные факты. Дети познакомятся не только с известными природными явлениями, основами географии, историей стран мира, но и узнают много интересного о редких явлениях: явления зеленого луча, познакомятся с деятельностью вулканов, какие бывают снежинки, есть ли польза от гроз и вулканов, почему снег белый, а лед прозрачный и многое другое. Книги однозначно помогут расширить кругозор, усвоить начальные знания по школьным предметам. Но самое главное - эти книги учат бережно и любовно относиться к нашему общему Дому - прекрасной планете Земля! Авторы книги продолжают традицию «школы» В. Бианки.

Когда-то Борис Житков, вспоминая свое детство, сетовал на то, что не было в его детстве хороших книг. Он утверждал «невозможно, чтобы было трудно учиться: надо, чтобы было учиться радостно, трепетно и победно!».

Современная научно-познавательная литература, книги представленные выше, решают эту задачу!

Помимо правильного подбора художественной литературы, важно, чтобы в детском саду были созданы условия для её освоения. В группах можно устроить небольшой уютный уголок для чтения – с ковром или небольшими креслами и низкими полочками, где книги лежат в свободном для детей доступе. Здесь могут быть как художественные книги с хорошими иллюстрациями, так и познавательные, и разнообразные дидактические книги, которыми дети старшего возраста могут пользоваться самостоятельно. В подготовительной группе также можно положить книги с небольшими текстами и крупным шрифтом, т.к. дети начинают уже самостоятельно читать. Если организовать уголок чтения не получается, то у детей должна быть возможность в свободное время самостоятельно выбрать книгу и «почитать» (посмотреть иллюстрации, поговорить, рассказать). Возможность самостоятельного выбора детской деятельности, в том числе чтения, способствует развитию собственной активности, пониманию своих потребностей и умению организовать своё свободное время.

 

Вопросы литературной викторины

 

 

1. Назовите русские народные сказки, героями которой были волк и лиса ?

2. Какие прозвища давались зверям в русской народной сказке «Теремок»?

3. Героям каких сказок помогали животные? Каким заветным словом они их призвали?

4. В какой сказке волк испугался зайца? Как это случилось?

5. Где хранилась Кощеева смерть в сказке «Царевна – лягушка»?

6. Героиня какой сказки получила в подарок кусок льда и за что?

7.  Какие ещё есть названия у сказки «Теремок»?

8. В какой сказке героиня превратилась в облачко?

9. Прослушайте фрагмент из сказки (аудиозапись) и назовите её название и героев.

10. Назовите автора сказки «Приключения Буратино или золотой ключик»

11. Почему уснула главная героиня сказки А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»?

12. Назовите автора сказок «Под грибом» и «Кораблик»

13. Назовите автора сказки «Цветик – семицветик». Как звали главную героиню сказки и какие семь желаний она загадала?

14. Назовите автора басни «Стрекоза и муравей».

15.  Назовите сказки в которых герои были наказаны за плохие дела и вознаграждены за добрые. Какая пословица подходит к этим сказкам?

16.  Как называется рассказ. В котором два мальчика испугались маленького котёнка. Кто автор рассказа?

17. Кто является автором сказок «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его балде»?

 

 

 

Литературная викторина "Наши любимые книги"

 

- Чем отличается рассказ от сказки, стихотворения?

- Вспомните, как называется рассказ, в котором два мальчика испугались маленького котенка. («Живая шляпа» Н. Носова.)

- Расскажите, как это случилось.

- Какая пословица применима к этим мальчикам? («У страха глаза велики».)

- К каким сказкам также подходит эта пословица? («Пых», «Бабушка, внучка да курочка».)

- Назовите сказки, в которых герои были наказаны за злые дела  и награждены за добрые. («Госпожа Метелица», «Хаврошечка», «Лисица и журавль».) Какая пословица подходит к этим сказкам? («Как аукнется, так и откликнется».)

- А теперь пусть кто-нибудь из вас задаст вопрос о тех сказках, рассказах, которые мы прочитали. (Можно взять куклу или надеть шапочку и сказать слова из сказки или рассказа. А дети отгадают, что это за сказка. Загадывать можно вдвоем.)

 

 

Библиография:

 

1. Е.Г. Шеина «Библиотека детского сада» / журнал «Психолог в детском саду»  № 1, 2011

2. О.В. Чиндилова «Введение в художественную литературу»

3. 300 страниц про зверей и птиц: хрестоматия / худож.: Т. Васильева, В. Романова. - М.: Махаон, 2007. - 320 с.: ил. - (Хрестоматия для детского чтения).

4. Барцотти, Ренцо. Животные рядом с нами: путеводитель юного натуралиста / Р.Барцотти; пер. с ит. Ю. Гаврилова. - М.: Росмэн, 2006. - 96 с.: цв.ил.

5. Вселенная: научно-популярная литература / Н. Рока; пер. с исп. - М.: Мнемозина, 2006. - 38 с.: ил. - (Что говорит наука).

6. Гальперштейн, Леонид Яковлевич. Люди и крылья: моя первая книга о технике / Л.Я. Гальперштейн; исп. И. В. Воронов. - М.: Дрофа-Плюс, 2008. - 155 с.: ил. - (Познаем мир).

7. Жукова, Татьяна Александровна. Царство цветов / сост. Т. А. Жукова. - М.: Белый город, 2008. - 30 с.: ил. - (Читаем сами. Мир вокруг нас).

8. Зелёные страницы: хрестоматия по экологии для начальной школы / сост. С.Сахарнов; худож. Т. Капустина. — СПб.: ДЕТГИЗ-Лицей, 2005. — 144 с.: ил.

9. Земля: научно-популярная литература / Н. Рока; пер. с исп. - М.: Мнемозина, 2006. - 35 с.: ил. - (Что говорит наука).

10. Климат: научно-популярная литература / Н. Рока; пер. с исп. - М.: Мнемозина, 2006. - 35 с.: ил. - (Что говорит наука).

11. Колпакова, Ольга Валериевна. Занимательное природоведение / О. В. Колпакова; худож. Ю. Н. Абрамова; ред. Н. С. Жукова. - М.: Белый город, 2009. - 143 с.: ил., фото. - (Моя первая книга).

12. Колпакова, Ольга Валериевна. Занимательная география / О. В. Колпакова. - М.: Белый город, 2009. - 127 с.: ил., фото. - (Моя первая книга).

13. Крюкова, Тамара Шамильевна. Лесной календарь: поэзия / Т. Ш. Крюкова; худож. Д. Белозерцев. - М.: Аквилегия-М, 2006. - 48 с.: ил.

14. Крюкова, Тамара Шамильевна. Сказки почемучки: художественная лит-ра / Т.Крюкова; худож. Д. Белозерцев. - М.: Аквилегия-М, 2005. - 63 с.: ил.

15. Левитан, Ефрем Павлович. Ау, инопланетяне! / Е. П. Левитан; худож. З. Н. Ярина. — М.: Белый город, 2008. - 31 с.

16. Левитан, Ефрем Павлович. В семье Солнышка «танцуют» все / Е. П. Левитан; худож. З. Н. Ярина. - М.: Белый город, 2005. - 31 с.

17.  Левитан, Ефрем Павлович. Длинноволосые звезды / Е. П. Левитан; худож. З.Н.Ярина. - М.: Белый город, 2008. - 31 с.

18.  Левитан, Ефрем Павлович. Звездные картинки / Е. П. Левитан; худож. З. Н. Ярина. - М.: Белый город, 2008. - 31 с.

19. Левитан, Ефрем Павлович. Звезды - солнышкины сестрички / Е. П. Левитан; худож. З. Н. Ярина. - М.: Белый город, 2005. - 31 с.

20. Левитан, Ефрем Павлович. Камни, которые упали с неба / Е. П. Левитан; худож. З. Н. Ярина. - М.: Белый город, 2008. - 31 с.

21. Левитан, Ефрем Павлович. Луна - внучка Солнышка / Е. П. Левитан; худож. З. Н. Ярина. - М.: Белый город, 2005. - 31 с.

22. Левитан, Ефрем Павлович. Маленькие планетки / Е. П. Левитан; худож. З. Н. Ярина. - М.: Белый город, 2008. - 31 с.

23. Левитан, Ефрем Павлович. Твое Солнышко / Е. П. Левитан; худож. З. Н. Ярина, 2005. - 31 с.

24. Левитан, Ефрем Павлович. Твой звездный город - Галактика / Е. П. Левитан; худож. З. Н. Ярина. - М.: Белый город, 2008. - 31 с.

25. Море: научно-популярная литература / Н Рока; пер. с исп. - М.: Мнемозина, 2006. - 35 с.: ил. - (Что говорит наука).

26. Тихонов, Александр Васильевич. Времена года. Весна: хрестоматия для 1-4 классов / А. В. Тихонов; худож. В. В. Бастрыкин, К. Р. Борисов, В. Д. Колганов. - М.: Росмэн, 2004. - 86 с.: ил. - (Окружающий мир).

27. Тихонов, Александр Васильевич. Времена года. Зима: хрестоматия для 1-4 классов / А. В. Тихонов; худож. В. В. Бастрыкин, К. Р. Борисов, В. Д. Колганов. - М.: Росмэн, 2004. - 86 с.: ил. - (Окружающий мир).

28. Тихонов, Александр Васильевич. Времена года. Лето: хрестоматия для 1-4 классов / А. В. Тихонов; худож. В. В. Бастрыкин, К. Р. Борисов,  В. Д. Колганов. - М.: Росмэн, 2004. - 86 с.: ил. - (Окружающий мир).

29. Тихонов, Александр Васильевич. Времена года. Осень: хрестоматия для 1-4 классов / А. В. Тихонов; худож.: В. В. Бастрыкин, К. Р. Борисов, В. Д. Колганов. - М.: Росмэн, 2004. - 87 с.: ил. - (Окружающий мир).

30. А. В. Каменец Из сборника тезисов Международной конференции с элементами научной школы для молодежи «Культура детства: нормы, ценности, практика» 19-20 октября 2009 года, г. Москва.

 



Восточное Окружное Управление Образованием. Москва.
111395 г.Москва, ул. Молдагуловой, дом 20
Телефон 8(499)374-28-20, 8(499)374-31-31
www.glazkisad1125.ru
detcad1125@mail.ru