Влияние сказки на эмоционально-личностное и психологическое развитие детей
Информация для родителей

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГБОУ Гимназия № 1512

 

Влияние сказки на эмоционально-личностное и психологическое развитие детей

 

Подготовила

педагог-психолог

Дошкольное отделение № 1125

Елена Васильевна Ковальчук

 

 

Дошкольный возраст – период эмоционально-практического освоения мира. Высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства. Подчёркивая значимость эмоциональных факторов в развитии ребёнка, Л.С. Выготский писал, что «жизненный путь личности – это история её переживаний». Эмоциональный опыт современного ребёнка, т.е. опыт его переживаний, может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую будущую жизнь.

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка – это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребёнок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Да и взрослые с удовольствием окунаются в её чудодейственный и завораживающий мир. Любая сказка, даже самая простая, несёт в себе определённый опыт поколений, мудрость предков, глубинный смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребёнку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни. В настоящее время сказка стала всё чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребёнка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации, коррекция психической и эмоционально-волевой сферы, развитие речи и т.д.

Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет добиться положительных результатов в области развития и воспитания малыша.

Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребёнку дошкольного возраста. Этот метод может также использоваться для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии, с детьми с нарушением слуха, зрения, интеллекта, речи, расстройствами аутистического спектра и т.д.

В качестве материала для терапии используются различные виды сказок:

Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребёнку накапливать опыт об окружающих предметах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста).

Народные художественные сказки, способствующие воспитанию нравственных и этических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так, в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других позволяет достигнуть цели, которая не по силам одному.

Диагностические сказки, позволяющие определить характер ребёнка и его отношение к тому, что его окружает. Например, если ребёнок отдаёт предпочтение сказкам, где главным героем является зайка-трусишка, то можно предположить, что он достаточно застенчивый, спокойный и, возможно, боязливый.

Психологические сказки создают специфические условия для ребёнка, которые способствуют преодолению вместе с героем общих страхов, адекватному переживанию чувства неудачи и победы, обретению уверенности в себе и др.

Отсутствие злых героев, конфликтных ситуаций, борьбы добра со злом позволяет ещё одной группе сказок – медитативным сказкам, создать атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снятия напряжения  возбуждения.

Хочу обратить ваше внимание на то, что постое прочтение сказки не несёт в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, проинсценировать, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по её  содержанию. Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребёнка. Содержание сказки и используемые методические приёмы по её анализу должны в полной мере решать поставленную задачу. Передача ребёнку знаний, правил поведения в процессе знакомства с содержанием сказки и анализом должно проходить в дружеской и искренней обстановке.

Сказка не только воспитывает в ребёнке моральные ценности, правильное мировоззрение, учит его позиционировать себя в окружающем мире, но и даёт массу положительных эмоций, что защищает его от стрессов и даёт возможность более рационально развиваться.

Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно направленного эмоционального детского опыта – доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству – обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.

 

 



Восточное Окружное Управление Образованием. Москва.
111395 г.Москва, ул. Молдагуловой, дом 20
Телефон 8(499)374-28-20, 8(499)374-31-31
www.glazkisad1125.ru
detcad1125@mail.ru