6 Совет учителя-дефектолога

Наш гимн

Любим мы наш садик,
Садик наш родной.
Красивый он и летом,
Красивый и зимой.

Детский сад, детский сад,
Горжусь тобою я!
Детский сад, детский сад,
Мы дружная семья.

Здесь дети лечат глазки
И ходят к логопеду.
Их учат слушать сказки,
И руки мыть к обеду.

Детский сад, детский сад,
Горжусь тобою я!
Детский сад, детский сад,
Мы дружная семья.

И тифлопедагоги
Нам верные друзья.
Всегда вы с нами  вместе,
Без вас никак нельзя.

Детский сад, детский сад,
Горжусь тобою я!
Детский сад, детский сад,
Мы дружная семья.

Со спортом очень дружим,
Становимся сильней,
И закаляться любим,
Наш лозунг: «Не болей!»

Детский сад, детский сад,
Горжусь тобою я!
Детский сад, детский сад,
Мы дружная семья.

 

 

Подготовка незрячего дошкольника

 

к обучению письму и чтению по системе Брайля

 

 

 

 

Материал подготовила

 учитель-дефектолог ГБОУ д/сада компенсирующего вида № 1125

Н.И. Сувирова

 

В период пребывания незрячего ребёнка в детском саду в подготовительной группе проводятся с ним специальные игры и упражнения, непосредственно готовящие его к освоению чтения и письма по системе Брайля. Эта работа будет способствовать в дальнейшем более успешному усвоению школьной программы и более плавному переходу из детского сада в школу. На этом этапе надо проводить упражнения и игры, с использованием специальных приборов и материалов. Это такие приборы как: прибор прямого чтения, прибор «Школьник», прибор «Брайлевская колодка», брайлевские тетради, грифели, прибор «Брайлевское шеститочие», брайлевский алфавит, рельефно-графические картинки, прибор «Ориентир».

 

Положение рук при чтении и письме по системе Брайля имеет очень большое значение. Сидя за столом, ребёнок не должен сутулиться, положение рук должно быть таким, которое бы напоминало положение рук пианиста перед началом игры. Пальцы кистей рук должны быть полусогнуты и не растопырены, подушечки пальцев должны касаться прибора, или книги.

 

Важно помнить о том, что все движения с ребёнком лучше отработать не торопясь, последовательно, а затем соединять их в единое целое. Ребёнку необходимо быть успешным и не ощущать переходов от одного этапа к другому.

 

Перед тем как приступить к обучению ребёнка умению накалывать точки грифелем, особое внимание следует уделить правильному положению рук и пальцев при пользовании грифелем. При накалывании точек грифель надо держать строго вертикально. Указательный палец должен лежать в выемке на ручке грифеля. Большой и средний пальцы придерживают грифель с боков у шарика, находящегося над гвоздём-иглой. Ребёнка необходимо познакомить со всеми приборами и материалами, с которыми он будет работать. Это означает, что нужно посчитать, сколько строк имеет прибор для письма по Брайлю, сколько клеток в строке. Ребёнок должен понять, как устроен прибор, как нужно будет на нём писать, как закладывается в него бумага. Аналогично знакомят и с другими приборами.

 

Перед накалыванием точек полезно проделать следующее:

 

  • Выполнение упражнения на снятие напряжения рук;
  • Перемещать грифель по дырочкам прибора «Брайлевская колодка» по столбцам сверху вниз и справа налево;
  • Продолжать выполнять то же упражнение на приборе «Брайлевское шеститочие»;
  • Выполнять предыдущее упражнение на обычном письменном приборе Брайля.

 

После этой работы можно перейти к непосредственному накалыванию точек на письменном приборе Брайля и на обычной письменной бумаге.

 

При письме всегда указательный палец левой руки должен находиться на стенке клетки, противоположной той, вдоль которой осуществляется накалывание точки. Например, если нужно накалывать первую точку, то указательный палец находится на стенке рядом с четвёртой точкой, а при накалывании четвёртой точки, переходит на стенку соседней клетки, которая находится рядом с первой точкой. Указательный палец служит ориентиром для положения грифеля при его движении сверху вниз. Ориентирование осуществляется путём прикосновения вертикальной части иглы грифеля к указательному пальцу в соответствующих местах.

 

Существует два варианта накалывания точек:

 

1. точки накалываются в клетке по часовой стрелке, т.е. сначала вдоль правого края клетки сверху вниз накалываются 1-я, 2-я, 3-я точки, затем снизу вверх вдоль левого края клетки – 6-я, 5-я, 4-я точки.

 

2. точки накалываются последовательно от первой до шестой, т.е. сначала сверху вниз – 1-я, 2-я, 3-я точки, а затем также сверху вниз – 4-я, 5-я, 6-я точки.

 

Добиться от ребёнка усвоения расположения точек при письме можно, выполняя выше указанные упражнения, сопровождая процесс накалывания точек соответствующим номером.

 

С целью подготовки ребёнка к накалыванию точек на приборе для письма, можно поупражнять его в обкалывании грифелем маленьких предметов. Это можно сделать на брайлевской бумаге на приборе «Школьник».

 

На приборе «Брайлевское шеститочие» можно предложить ребёнку задание на накалывание шеститочия с пробелами и без пробелов (рисуем кирпичики, дорожки, коврики); задания на накалывание (рисование) прямых линий или 1-й и 4-й, или 2-й и 5-й, или 3-й и 6-й точками шеститочия, т.е. изображаем прямые линии верхними, средними и нижними точками клеток одной строки прибора.

 

На стандартном Брайлевском письменном приборе сначала можно рисовать дорожки, или коврики по желанию. Можно рисовать «звёзды на небе» (точки как и где угодно), но с соблюдением правильной постановки рук. Затем можно перейти к письму отдельных (лёгких по комбинации) букв и слов с ними.

 

Для усвоения расположения точек при чтении можно использовать следующие игры и упражнения.

 

На приборе «Ориентир» располагаем, справа и слева по три круглых магнита (цветы), каждому цветку присваивается номер в соответствии с расположением точек при чтении: слева сверху вниз – 1, 2, 3, справа – 4, 5, 6. На магниты сажаем бабочек. На столе стоит домик-улей для бабочек. Бабочки по очереди с названного (взрослым) номера цветка улетают домой в улей. Такое же игровое упражнение можно провести с ребёнком, используя лист картона с наклеенными цветами с серединкой липучкой и бабочками на липучках к ним.

 

  •  

 

Задания на приборе «Брайлевская колодка»

 

  • ·                Посчитай клетки колодки (сначала пустые, а потом заполненные);
  • ·                Разбери колодочку (сначала можно хаотично, затем учить и требовать, чтобы штифты вынимались по порядку – слева направо и сверху вниз по столбцам);
  • ·                Собери колодку (сначала хаотично, затем по порядку, по столбцам слева направо сверху вниз);
  • ·                Посчитай отверстия в каждой клетке колодочки. Сколько их?
  • ·                Посчитай точки (штифты) в каждой клетке колодки. При счёте называй номер точки в соответствии с её положением в шеститочии;
  • ·                Посмотри, как я расположила (вставила) штифты-точки в отверстия колодки и сделай также на своей колодочке (работа по образцу).
  • ·                «Какая точка сбежала?» педагог убирает одну из точек (штифт) из клетки. Ребёнок обследует клетку и называет номер пустой ямки.

 

Все эти задания надо обыгрывать. Штифты могут быть грибами, цветами, орехами и затем обыгрываются различные ситуации.

 

 

На следующем этапе можно перейти к чтению букв и слов, написанных по системе Брайля. Материал для чтения лучше готовить самому взрослому (писать по системе Брайля) на специальных брайлевских блокнотах. Сначала лучше делать карточки со словами, написанными с пробелом (пропуском клетки) после каждой буквы, затем с пробелом или дефисом после каждого слога, затем уже переходить к упражнениям в чтении слов в стандартном написании. Прочтение букв и слов должно быть обыграно с привлечением предметов, в названии которых есть звук, соответствующий данной букве.

 



Восточное Окружное Управление Образованием. Москва.
111395 г.Москва, ул. Молдагуловой, дом 20
Телефон 8(499)374-28-20, 8(499)374-31-31
www.glazkisad1125.ru
detcad1125@mail.ru