5 совет учителя-дефектолога
Информация для родителей

Наш гимн

Любим мы наш садик,
Садик наш родной.
Красивый он и летом,
Красивый и зимой.

Детский сад, детский сад,
Горжусь тобою я!
Детский сад, детский сад,
Мы дружная семья.

Здесь дети лечат глазки
И ходят к логопеду.
Их учат слушать сказки,
И руки мыть к обеду.

Детский сад, детский сад,
Горжусь тобою я!
Детский сад, детский сад,
Мы дружная семья.

И тифлопедагоги
Нам верные друзья.
Всегда вы с нами  вместе,
Без вас никак нельзя.

Детский сад, детский сад,
Горжусь тобою я!
Детский сад, детский сад,
Мы дружная семья.

Со спортом очень дружим,
Становимся сильней,
И закаляться любим,
Наш лозунг: «Не болей!»

Детский сад, детский сад,
Горжусь тобою я!
Детский сад, детский сад,
Мы дружная семья.

 

Развитие

ориентировки в пространстве

 у детей с нарушением зрения

 

 

Подготовили

 учителя-дефектологи ГБОУ д/сада компенсирующего вида № 1125

Н.И. Сувирова, Т.Н. Орехова 

 

Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентации у детей.

Под пространственной ориентировкой мы подразумеваем определение ребенком своего положения в некотором объеме пространства относительно каких - либо ориентиров (объектов, предметов, преград, своего тела и т.д.).

Выделяют микроориентировку и макроориентировку. Микроориентировка это ориентировка на плоскости стола, на листе бумаги, на своем теле и т.д. характерным критерием ее является то, что ребенок находится в некотором постоянном положении (сидя, стоя) и, существенно не меняя его, может взаимодействовать (движение рукой, ногой) с любым объектом или местом в микропространстве. Макроориентировка более разнообразна и сложна, так как связана со зрительным поиском не только по направлениям, но и на разном расстоянии в глубину, с движением в пространстве, сменой положений тела, расчетом временных характеристик движений и т.д. Её можно классифицировать на ориентировку на макроплоскости и в макропространстве. Примером ориентировки на макроплоскости является передвижение по шведской стенке, прыжки по клеткам («классики»). Примером ориентировки в макропространстве могут служить: ориентировка в помещении (квартире, доме), гимнастические упражнения, преодоление полосы препятствий, танцы, бег, подвижные игры в зале и на улице и т.д.

Выделяется 3 этапа работы по коррекции пространственной ориентировке у детей:

1 этап. Цель – формирование четких представлений о своем теле и его симметричности. В дальнейшем – определение направлений пространства и местоположение объектов с точкой отсчета от себя.

2 этап. Цель – формирование навыков полисенсорного восприятия объектов, наполняющих пространство, умение анализировать получаемую об окружающем пространстве информацию от сохранных и нарушенного анализаторов. Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства.

3 этап. Цель – обучение детей моделированию предметно-пространственных построений.

На решение этих задач направлены дидактические игры и упражнения, подвижные игры, специально созданные ситуации.

Знакомство со схемой тела начинается на первом году обучения (в ясельной группе). Детей учат различать и правильно называть части своего тела и части тел других детей, кукол. Дают представления о пространственном расположении частей тела.

Для этого широко используются бытовые ситуации (умывание, одевание, кормление), дидактические игры и упражнения («Покажи, где у тебя (голова, ноги и т.д.)», «Оденем куклу на прогулку» и т.д).

В этой же возрастной группе детей знакомят с макропространством группы, спальни, раздевалки, туалетной комнаты и учат ориентироваться в них как зрительно, так и с привлечением слуха, осязания и обоняния. Воспитатель обращает внимание детей в различных жизненных ситуациях на окружающие звуки, запахи, изменение покрытия пола, стен в разных помещениях, на разную поверхность предметов, игрушек. Используются дидактические игры «Погуляем с куклой по группе», «Кто скорее найдет свой шкафчик (кровать, место за столом и т.д.)», «Покажи кукле игровой уголок», а также подвижные игры: «Найди свое место», «Угадай, где кричат», «Угадай, чей голос?», «Найди, где спрятано».

В младшей группе детей учат:

ü    обозначать расположение частей своего тела соответствующими пространственными терминами;

ü    показывать направления ближайшего пространства с точкой отсчета от себя;

ü    находить и располагать предметы и игрушки в ближайшем пространстве вокруг себя и обозначать их расположение соответствующими пространственными терминами;

ü    понимать пространственные термины далеко – близко;

ü    передвигаться в заданном направлении с точкой отсчета от себя и обозначать в речи направления своего движения («Я иду прямо (налево и т.д.)»);

ü    развивают пространственную ориентировку с помощью сохранных анализаторов; обращают внимание детей на запахи, присущие различным предметам и помещениям.

Воспитатель постоянно использует в своей речи пространственные термины (обозначение расположения частей тела, направление движения), тем самым закрепляя их в речи детей. Проходя мимо различных помещений, обращает внимание детей на характерные звуки, запахи.

Широко используются дидактические игры и упражнения: «Возьми игрушку в правую (левую) руку», «Топни правой ногой», «попрыгай на правой (левой) ноге», «В какой руке у тебя игрушка?», «У куклы впереди грудь. Покажи свою грудь. Где она расположена?», «Покажи флажком направо (налево, вперед, назад, вверх, вниз)», «Куда покатился мяч?», «Сделай несколько шагов вперед, направо», «Принеси игрушку, которая стоит на верхней полке», «Поставь игрушку справа от себя (впереди, сзади)», «Узнай, чей голос?», «Кто у нас в гостях?»

Подвижные игры: «Найди, где спрятано», «Где позвонили?», «Иди на звук», «Встань там, где звучал колокольчик», «Найди, где назову», «Прятки».

В средней группе добавляются следующие задачи:

ü     определять стороны предметов, наполняющих пространство (например, у шкафа стороны – передняя и задняя, верхняя и нижняя, левая и правая) – это подготавливает ребенка к ориентировке в пространстве с точкой отсчета от предметов;

ü     учить находить дорогу к другим группам, кабинетам врача, ортоптистки, тифлопедагога, логопеда, к музыкальному залу, к выходу на участок;

ü     запоминать и рассказывать, как пройти в то или иное помещение д\с;

ü     определять помещения по характерным запахам и звукам, покрытию пола, ориентироваться с помощью слуха, осязания, обоняния, температурной чувствительности.

Закрепление ориентировки на собственном теле и в пространстве с точкой отсчета от себя происходит в дидактических играх: «Где сидит кукла?», «Кто стоит справа (слева) от тебя?», «С какой стороны от тебя игрушка?», «Угадай, что, где находится?», «Расскажи, где стояла игрушка?», «Чей мяч покатился дальше, какая машина проехала дальше?», «Поставь игрушку, куда скажу», «Расскажи, как идти в кабинет тифлопедагога, спальню и т.д.», «Угадай, что звучало?», «Угадай, что я делаю?».

Подвижные игры: «Найди предмет по описанию маршрута», «Пройди в заданном направлении с закрытыми глазами», «Иди на звук и называй направление», «Найди свою игрушку и встань около неё».

На четвертом году обучения, в старшей группе значительно усложняются задачи по ориентировке в пространстве. Помимо закрепления задач предыдущих групп дети должны:

ü     четко дифференцировать основные направления пространства и обозначать их соответствующими терминами;

ü     определять и сравнивать расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу, словесно его обозначать;

ü     понимать и активно использовать в речи обозначения направления движения (вверх, вниз, вперед, назад, налево, направо, рядом, между, напротив, за и т.д.);

ü     познакомиться со схемой пути передвижения в помещениях детского сада, научиться составлять простейшие схемы пути в направлениях из группы в раздевалку, до кабинета врача и т.д. словесно обозначать направления, начерченные на схеме пути.

ü     моделировать пространственные отношения (кукольная комната, шкаф с игрушками и т.д.)

ü     совершенствовать ориентировку с помощью всей сенсорной сферы ребенка;

Также в этой возрастной группе дается представление об относительности пространственных отношений: в процессе соотнесения детьми парнопротивоположных направлений своего тела с направлениями стоящего впереди и напротив человека; в процессе сравнения реальных пространственных отношений с их отображениями в зеркале; при повороте на 90 и 180 градусов.

Необходимо в повседневной жизни обращать внимание детей на то, что обозначение пространственного расположения предметов будет разным, если люди стоят не одинаково: «Ложка лежит от тебя справа, а от меня?» (воспитатель напротив), «в какой руке у тебя игрушка, а у твоего отражения в зеркале?» и т.д.

Рекомендуются дидактические игры и упражнения: «Расскажи, что где находится», «Встань так, чтобы слева от тебя был стол (окно)», «Найди предмет по указанным ориентирам», «Путешествие по группе», «Путешествие по детскому саду», «Правильно пойдешь – игрушку найдешь», «Откуда звали?», «Иди, как я тебе скажу», «Расскажи, какой предмет звучит?», «Угадайте на слух, что я сейчас делаю», «Что слышишь вокруг?», «Что за звуки?».

Подвижные игры: «Жмурки с колокольчиком», «Найди по описанию», «Классики». Игры  «Ловишки», «Горелки» и им подобные развивают быстроту реакции, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве и быстро приспосабливаться к  новым условиям.

В подготовительной группе идет развитие и совершенствование полученных знаний, умений и навыков, а также:

ü     дети учатся определять направления движения в пространстве (в процессе собственного передвижения, передвижения других детей и различных объектов);

ü     у детей развивают пространственное воображение: их учат мысленно представлять себя на месте, которое занимает в пространстве тот или иной предмет;

ü     детей учат определять пространственные отношения между собой и окружающими предметами после поворота на 90 и 180 градусов.

Дети подготовительной группы могут самостоятельно ориентироваться в помещениях и на территории детского сада,  находить дорогу к различным кабинетам, словесно обозначать свой путь.

Новой для этой группы является задача обучения детей ориентировке на ближайшей к детскому саду улице: как пройти к метро, к автобусной остановке, до поликлиники, магазина и т.д. Детей учат выделять в окружающем пространстве предметы, являющиеся ориентирами; определять пространственные отношения между ними, направление передвижения от одного предмета к другому.

Детей учат активно использовать полученную с помощью различных анализаторов информацию о пространстве в практической ориентировке. Детям можно предложить подумать и сказать, как они могут догадаться, в каком помещении они находятся; как определить, где находится предмет, если ты его не видишь; как можно ориентироваться на улице с помощью запаха и т.д.

Рекомендуемые дидактические игры и упражнения: «Повернись направо-налево, вперед-назад», «Иди вперед, повернись направо и т.д.», «Правой рукой дотронься до левого уха, левой рукой до правой коленки», «Иди в том направлении, которое я назову», «Что изменилось?»,  «Подумай и скажи, как будут располагаться предметы, если ты повернешься направо, кругом?», «Расскажи, как пройти к музыкальному залу (кабинету врача, прачечной, на участок)», «Дорога в поликлинику, в магазин».

Необходимо активное использование подвижных игр с быстрым перемещением в пространстве, со сменой положения тела.

 

Игры и упражнения на ориентировку в пространстве, рекомендуемые для проведения на прогулке.

Ø С предметами-ориентирами:

v Дойди до веранды.

v Иди по названным предметам.

v Что ближе, что дальше.

Ø Со звуковыми ориентирами:

v Покажи рукой в ту сторону, откуда слышен звук.

v Расскажи, что слышишь вокруг себя; назови с какой стороны.

v Иди на звук.

Ø По словесной инструкции (старший дошкольный возраст) :

v Иди вперед, направо, налево и т.д.

v Поверни налево, направо.

v Сделай три шага вперед, поверни направо, пройди 5 шагов вперед и т.д.

Ø С использованием схем:

v Иди по схеме пути.

v Спрячь игрушку в месте, отмеченном на схеме.

v Найди игрушку по схеме.

 

 



Восточное Окружное Управление Образованием. Москва.
111395 г.Москва, ул. Молдагуловой, дом 20
Телефон 8(499)374-28-20, 8(499)374-31-31
www.glazkisad1125.ru
detcad1125@mail.ru