2 Совет педагога - психолога
Информация для родителей

Наш гимн

Любим мы наш садик,
Садик наш родной.
Красивый он и летом,
Красивый и зимой.

Детский сад, детский сад,
Горжусь тобою я!
Детский сад, детский сад,
Мы дружная семья.

Здесь дети лечат глазки
И ходят к логопеду.
Их учат слушать сказки,
И руки мыть к обеду.

Детский сад, детский сад,
Горжусь тобою я!
Детский сад, детский сад,
Мы дружная семья.

И тифлопедагоги
Нам верные друзья.
Всегда вы с нами  вместе,
Без вас никак нельзя.

Детский сад, детский сад,
Горжусь тобою я!
Детский сад, детский сад,
Мы дружная семья.

Со спортом очень дружим,
Становимся сильней,
И закаляться любим,
Наш лозунг: «Не болей!»

Детский сад, детский сад,
Горжусь тобою я!
Детский сад, детский сад,
Мы дружная семья.

 

 

 

Упражнения и игры для релаксации

 

Материал подготовила педагог-психолог

ГБОУ Д/с компенсирующего вида № 1125

Е.В. Ковальчук

 

Игры и упражнения для детей

 

 

"Прикосновение"

 

 

Эта игра поможет ребёнку расслабиться, снять напряжение, повысит его тактильную восприимчивость. Подготовьте предметы, сделанные из различных материалов. Это могут быть кусочки меха, стеклянные вещи, деревянные изделия, вата, что-нибудь из бумаги и т. д. Положите их на стол перед ребёнком. Когда он их рассмотрит, предложите ему закрыть глаза и попробовать догадаться, чем вы прикасаетесь к его руке.

 

Примечание. Можно также прикасаться к щеке, шее, колену. В любом случае ваши касания должны быть ласковыми, неторопливыми, приятными.

 

 

"Насос и мяч"

 

Если ваш ребёнок хоть раз видел, как сдувшийся мяч накачивают насосом, то ему легко будет войти в образ и изобразить изменения, происходящие в этот момент с мячом. Встаньте напротив друг друга. Игрок, изображающий мяч, должен стоять с опущенной головой, вяло висящими руками, согнутыми в коленях ногами (то есть выглядеть как ненадутая оболочка мяча). Взрослый тем временем собирается исправить это положение и начинает делать такие движения, как будто в его руках находится насос. По мере увеличения интенсивности движений насоса "мяч" становится всё более накаченным. Когда у ребёнка уже будут надуты щёки, а руки с напряжением вытянуты в стороны, сделайте вид, что вы критично смотрите на свою работу. Потрогайте его мышцы и посетуйте на то, что вы перестарались и теперь придется сдувать мяч. После этого изобразите выдергивание шланга насоса. Когда вы это сделаете, "мяч" сдуется настолько, что даже упадет на пол.

 

Примечание. Чтобы показать ребёнку пример, как играть надувающийся мяч, лучше сначала предложить ему побыть в роли насоса. Вы же будете напрягаться и расслабляться, что поможет и вам отдохнуть, а заодно и понять, как действует этот метод.

 

 

"Шалтай-Болтай"

 

 

Чтобы дети лучше вошли в роль, вспомните, читал ли он стихотворение С. Маршака о Шалтае-Болтае. А может быть, они видели мультфильм о нём? Если это так, то пусть ребёнок расскажет о том, кто такой Шалтай-Болтай, почему его так называют и как он себя ведёт. Теперь можете начинать игру. Вы будете читать отрывок из стихотворения Маршака, а ребёнок станет изображать героя. Для этого он будет поворачивать туловище вправо и влево, свободно болтая мягкими, расслабленными руками. Кому этого недостаточно, может крутить ещё и головой. Итак, взрослый в этой игре должен читать стихотворение:  Шалтай-Болтай сидел на стене. Шалтай-Болтай свалился во сне.

 

Когда вы произнесёте последнюю строчку, ребёнок должен резко наклонить тело вперед и вниз, перестав болтать руками и расслабившись. Можно позволить ребёнку для иллюстрации этой части стихотворения упасть на пол, правда, тогда стоит позаботиться о его чистоте и ковровом покрытии. Примечание. Чередование быстрых, энергичных движений с расслаблением и покоем очень полезно для ребёнка, так как в этой игре он получает определенное удовольствие от расслабленного падения на пол, а значит, от покоя. Чтобы добиться максимального расслабления, повторите игру несколько раз подряд. Чтобы она не наскучила, можно читать стихотворение в разном темпе, а ребёнок соответственно будет замедлять или ускорять свои движения.

 

 

Этюд "Из семени в дерево"

 

Ведущий – «садовник» предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть её руками). «Садовник» очень бережно относится к «семенам», поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С тёплым весенним солнышком «семечко» начинает медленно расти (поднимаются). У него раскрываются «листочки» (руки тянутся вверх), растёт «стебелёк» (вытягивается тело), появляются «веточки» с «бутонами» (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и «бутоны» лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в прекрасный сильный «цветок». Наступает лето, «цветок» хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям (улыбки соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, наступает осень. «Цветок» качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивание руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), «цветок» сгибается, клонится к земле и ложится на неё. Ему грустно. Но вот пошёл зимний снежок. «Цветок» опять превратился в маленькое «семечко» (свернуться на полу). Снег укутал «семечко», ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживёт!

 

 

"Полёт птицы"

 

Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы превраща­емся в принцев и принцесс, зайчиков и белочек, понимаем язык птиц и зверей. Давайте сегодня попробуем превратиться в птицу. Мы узнаем секрет красоты и лёгкости, полетаем над землей, почувствуем свежесть ясного голубого неба. Оно очень похоже на море, тело в нём такое же легкое гибкое, как в воде. Небо — это голубое царство великолепных птиц. Одна из самых красивых — лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом. Поднимите подбородок вверх. Да, именно такая шея у лебедя! Выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы пре­красны, такая шея у лебедя! Закройте глаза. Давайте подышим, как птицы. Вдох выдох. После вдоха говорите про себя: «Я — лебедь», — потом выдохните. Вдох: — «Я — лебедь —выдох (3 раза). Хорошо!

 

Шея лебедя вытянута, напряжена, спина гордая, прямая. Широко раскиньте руки-крылья, шире, плавно... Молодцы!

 

Согните чуть-чуть в коленях ноги, напрягите их и... резко выпрямите... - Глубокий вдох,., и... о, чудо! Мы взлетели... Вдох — выдох (3 раза). Вдох выдох... Можете свободно взмахнуть крыльями. Тело, как пушинка, лёгкое, мы совсем его не чув­ствуем. Как радостно и свободно! Чистое голубое небо вокруг.

 

приятная мягкая прохлада... тишина.. покой... Вдох - выдох... (3 раза).

 

Под нами, как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нем себя. Какая красивая, гордая птица!.. Вдох выдох. Мы плавно летим, нам нравится и совсем не страшно.

 

Спустимся пониже, ещё ниже, ещё ниже... Вот уже совсем близко поле, лес, дом, люди... И вот ноги легко коснулись земли... Вытя­нем шейку, расправим плечи, опустим крылья.

 

Замечательным был полёт!

 

Пусть у кого-то не очень получилось. Не беда! И лебедь-красавец не сразу взлетел. Когда-то он был Гадким утёнком, перенёс много горя и бедствий, над ним смеялись, его обижали, и никто не понимал. Но не страшно родиться Гадким утенком, важно хотеть быть Лебедем! Всё прекрасное когда-нибудь сбывается. Нужно только очень-очень верить в себя!

 

 

 

Упражнения для взрослых

 

Упражнение «Внутренний луч»

 

Цель: упражнение направлено на снятие утомления и внутренних «зажимов», на обретение внутренней стабильности.

 

Необходимо занять удобную позу сидя или стоя в зависимости от того, в какой конкретной ситуации упражнение будет выполняться (дома, в транспорте).

 

Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз, освещая изнутри теплым, ровным и расслабляющим светом все части лица, шею, плечи, руки и т.д. По мере движения луча исчезает напряжение в области затылка, разглаживаются морщины на лице, лучше видят глаза, опускаются плечи. «Внутренний луч» как бы формирует новую внешность спокойного человека, довольного собой и своей жизнью, своей профессией и своей работой.

 

Мысленное движение «внутреннего луча» сверху вниз, а затем снизу вверх необходимо осуществлять несколько раз. От выполнения упражнения важно получать внутреннее удовольствие, даже наслаждение. Заканчивается упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все теперь буду делать хорошо!»

 

 

Упражнение «Послушаем звуки»

 

Участники тренинга садятся на стулья, руки опущены вдоль туловища, спина прямая, глаза закрыты.

 

Ведущий: «Послушаем звуки вокруг нас, за окном, далеко-далеко». Открываем глаза. «Что вы слышали?»

 

Упражнение на снятие мышечных зажимов

 

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.

 

Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

 

Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза;

 

– дышите глубоко и медленно;

 

– пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);

 

– постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;

 

– прочувствуйте это напряжение;

 

– резко сбросьте напряжение – делайте это на выдохе;

 

– сделайте так несколько раз.

 

В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.

 

Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы – удивления, радости и пр.).

 

Упражнение «Дыхание во время стресса»

 

Цель: для успокоения, расслабления.

 

В ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох. Чтобы успокоиться:

 

§     глубоко выдохните;

 

§     задержите дыхание так долго, как сможете;

 

§     сделайте несколько глубоких вдохов;

 

§     снова задержите дыхание.

 

Упражнение «Восстановление дома»

 

Представьте заброшенный сад, заросший сорной травой. В центре сада стоит старый необитаемый дом с полуразрушенными стенами и выбитыми окнами. Откройте скрипучую входную дверь, войдите внутрь и осмотрите пустые запыленные комнаты. Вид заброшенного дома может вызвать у вас чувство грусти и одиночества. Но подумайте, чем бы мог стать этот дом, если бы вы решили его восстановить. Взгляните на открывающийся отсюда прекрасный вид: деревья, озеро, горы вдали.

 

Время приступать к работе и начинать ремонтировать дом. Вы закладываете кирпичом и цементом разрушенные стены. Заменяете ржавые дверные петли на новые. Перестилаете прогнившие доски пола. Вставляете в окна новые стекла и заменяете, где нужно, битую черепицу на крыше.

 

Вы пропалываете сад и перекапываете землю для посадки. Подготовив почву, вы высаживаете семена в разных местах сада исходя из того, каким вы хотели бы видеть его в полном цвету.

 

Вы подметаете дом, моете и натираете полы, красите наружные и внутренние стены. Вы поливаете сад и замечаете, что некоторые растения начинают прорастать.

 

Дом готов к тому, чтобы его обставить. Представьте столы, стулья, кровати, ковры, зеркала, люстры, картины, шкафы, вазы. Это ваш дом, и вы можете обставить его так, как хотите. Уделите время обустройству каждой отдельной комнаты.

 

Вы идете в сад и замечаете, что цветы уже начинают цвести. Они разного цвета и разной формы. Посмотрите на них и вдохните их запах. Сделайте сад таким, чтобы он вам нравился. Не хотели бы вы, скажем, поместить в центре сада фонтан или поставить статую, увитую плющом? Делайте, что хотите.

 

А теперь пришло время вдохнуть в дом жизнь и энергию. Вы включаете лампы и видите, что они работают. В камине трещат поленья; вы проверяете краны и убеждаетесь, что из них идет вода.

 

Положите что-нибудь съестное в холодильник на кухне и поставьте в вазы цветы.

 

Вы смотрите в окно и видите цветущий сад, озеро и горы на заднем плане.

 

 

Список литературы:

 

1.                Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000.

 

2.                Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. – СПб.: Речь, 2008.

 

 

 

 



Восточное Окружное Управление Образованием. Москва.
111395 г.Москва, ул. Молдагуловой, дом 20
Телефон 8(499)374-28-20, 8(499)374-31-31
www.glazkisad1125.ru
detcad1125@mail.ru