1 совет учителя-логопеда
Информация для родителей

Наш гимн

Любим мы наш садик,
Садик наш родной.
Красивый он и летом,
Красивый и зимой.

Детский сад, детский сад,
Горжусь тобою я!
Детский сад, детский сад,
Мы дружная семья.

Здесь дети лечат глазки
И ходят к логопеду.
Их учат слушать сказки,
И руки мыть к обеду.

Детский сад, детский сад,
Горжусь тобою я!
Детский сад, детский сад,
Мы дружная семья.

И тифлопедагоги
Нам верные друзья.
Всегда вы с нами  вместе,
Без вас никак нельзя.

Детский сад, детский сад,
Горжусь тобою я!
Детский сад, детский сад,
Мы дружная семья.

Со спортом очень дружим,
Становимся сильней,
И закаляться любим,
Наш лозунг: «Не болей!»

Детский сад, детский сад,
Горжусь тобою я!
Детский сад, детский сад,
Мы дружная семья.

 

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ В ИГРЕ

 

 

Материал подготовила

 учитель-логпед ГБОУ д/сада компенсирующего вида № 1125

С.А. Беленко

 

С чего начинать обучение грамоте? Начинать надо с игр. Игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь. Для того, чтобы научиться писать и читать, ребёнку необходимо сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь состоит из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Но   чтобы научиться выделять в слове отдельные звуки  недостаточно одной речевой практики. Ребёнок-дошкольник может освоить звуковой анализ только с помощью определённого способа действия со словом – интонационного подчёркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (например: СССон, сОООн, соННН). И этот способ легче передать ребёнку в игре.

 

Игра-звукоподражание:

    

-         Ты слышал, как жужжат пчёлы? Попробуй пожужжать также – ЖЖЖ.

-         А теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчёлки: «Давай друЖЖить! Ты где ЖЖивёшь? Я ЖЖиву на цветке ЖЖасмина.» И т.д.

 

-         Я машина марки «ВВВ». Я ВВожу  оВВощи. А ты что ВВозишь? Ты умеешь поВВорачивать налеВВо? ДаВВай устроим сореВВнование – кто лучше заВВодится – ВВВВВВВ…

 

Звукоподражание можно включать в самые разнообразные сюжеты. Главное, чтобы игровая роль определяла звуковую окраску речи, требовала выделения звука.

И ещё немаловажный момент – разумеется, ребёнок должен уметь правильно произносить выделяемый звук. Не стоит «Ррычать, как тигРРы», если ребёнок картавит.

 

Когда ребёнок в игровом, звукоподражательном действии научится протягивать, усиливать отдельные звуки в словах, перед ним можно поставить новые задачи, рассчитанные на сознательную работу со словом.

-         Скажи, с какого звука начинается слово «муха»? Протяни первый звук. А есть звук «М» в слове «дом»? а в слове «кит»? Назови слова на звук «МММ».

 

Игра в магазин:

 

На «прилавке» разложены разнообразные предметы: игрушки, книжки, карандаши, пуговицы и т.п. «Продавец» – взрослый. Ребёнок приводит в магазин «покупателей» – это куклы и игрушечные звери. Каждый покупатель выбирает себе товар. Продавец отпускает товар только в том случае, если покупатель правильно называет первый звук с слове, которое обозначает данный предмет.

Продавец: Мишка, что ты выбрал себе?

Мишка: Я хочу купить  эту ложку.

Продавец: За эту ложку надо заплатить первым звуком слова «ложка». Какой это звук?

Мишка: ЛЛЛ.

Продавец: Правильно, молодец. Можешь забрать ложку.

Если кукла или мишка затрудняются ответить на вопрос, им могут помочь другие игрушки – в этом случае взрослый, действуя за другую игрушку, подсказывает ребёнку правильный ответ.

 

«Начало-конец»:

 

Взрослый: Мы будем играть в слова: я называю слово, ты слушаешь, на какой звук оно заканчивается,  и отвечаешь мне другим словом, которое на этот звук начинается.

Взрослый: СлоНН.

Ребёнок: НоСС.

Взрослый: ООслик, правильно?

Ребёнок: Нет, у меня был ноСС, последний звук «С»!

 

 «Иностранцы»:

 

 

        К нам в гости приехал африканский жираф. Он хорошо говорит на своём, африканском языке, а некоторые русские звуки выговаривать не умеет! Он говорит: «У слона – ФФобот. Положи в чай саФФар». Какой звук не умет произносить жираф?

         А с помощью какой скороговорки мы будем учить жирафа правильно говорить звук «Х»: «НоСит Сеня Сено в Сени, Спать на Сене будет Сеня» или «Четыре Чёрненьких, Чумазеньких  Чертёнка Чертили Чёрными Чернилами Чертёж» или «Хохлатые ХоХотушки ХоХотали, ХоХотали Ха-Ха-Ха, Ха-Ха-Ха»?

 

Звуковое лото:

 

Игра «Звуковое лото» требует от ребёнка умения находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов. По правилам этой игры детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Взрослый – ведущий называет звук, например «В», и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком «В»? Не обязательно, чтобы звук был вначале слова, он может стоять и в середине, и в конце». Дети, глядя на карты, отвечают: « У меня ВВоробей!»,  «У меня короВВа!». Картинку с правильно названным звуком ребёнок закрывает пустой карточкой. Выигрывает тот, кто быстрее  закроет все картинки карточками.

 

Взрослый, ведущий игру, должен учитывать, что согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Так, например, в словах МЯЧ и МАСКА, ЛЮСТРА и ЛУНА, ТОРТ и ТЁТЯ первые звуки разные, хотя они и обозначены одинаковыми буквами. О назначении букв ребёнок ещё не подозревает, а различие мягкого и твёрдого звуков, как правило, замечает. Но бывают и ошибки. Так, если ребёнок объявляет, что у него есть слово на «З» – «зебра», то взрослый должен мягко поправить его: «Как ты говоришь – «ЗЗЭбра» или «З`З`Ебра»? «З`» произносится мягко, а «З» – твёрдо. Ну-ка, найди на карточке слово с твёрдым «З». Правильно, «ЗЗаяц»!

 

 

 

Вы, конечно, заметили, что предлагаемые игры полезны не только для обучения элементам грамоты, но и для развития речи и внимания ребёнка, что, безусловно, важно для дальнейшего школьного обучения. Однако, прежде, чем учить ребёнка игре, надо уметь играть самому. За заманчивой фразой «Давай поиграем» не должен следовать чисто учебный разговор, нужно создать хотя бы минимальную игровую условность: вообразить, что действие происходит в школе (в больнице, на дороге и т.п.), распределить роли, ввести необходимую по сюжету игровую атрибутику (для школы – доску, журнал с отметками; для больницы – кровать, лекарства, …). Не стоит описывать действия героев и рассуждать по их поводу, надо действовать за героя и говорить от его имени.

 

Итак, начиная обучать ребёнка элементам грамоты, необходимо, чтобы вы, взрослый:  играли со звуками, старались строить игровое обучение как полноценную игру, в которой есть игровая ситуация: условный, воображаемый мир, в котором действуют герои игры, и присутствует игровое действие этих героев (а не разговоры по поводу их действий). Если ваши герои играют со звуками, то ваш ребёнок освоит звуковой анализ играючи.

 

 

 



Восточное Окружное Управление Образованием. Москва.
111395 г.Москва, ул. Молдагуловой, дом 20
Телефон 8(499)374-28-20, 8(499)374-31-31
www.glazkisad1125.ru
detcad1125@mail.ru