3 Совет учителя-дефектолога
Информация для родителей

Наш гимн

Любим мы наш садик,
Садик наш родной.
Красивый он и летом,
Красивый и зимой.

Детский сад, детский сад,
Горжусь тобою я!
Детский сад, детский сад,
Мы дружная семья.

Здесь дети лечат глазки
И ходят к логопеду.
Их учат слушать сказки,
И руки мыть к обеду.

Детский сад, детский сад,
Горжусь тобою я!
Детский сад, детский сад,
Мы дружная семья.

И тифлопедагоги
Нам верные друзья.
Всегда вы с нами  вместе,
Без вас никак нельзя.

Детский сад, детский сад,
Горжусь тобою я!
Детский сад, детский сад,
Мы дружная семья.

Со спортом очень дружим,
Становимся сильней,
И закаляться любим,
Наш лозунг: «Не болей!»

Детский сад, детский сад,
Горжусь тобою я!
Детский сад, детский сад,
Мы дружная семья.

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с тяжёлыми нарушениями зрения

с целью подготовки их к обучению письму и чтению по системе Брайля

 

 

Материал подготовила

 учитель-дефектолог ГБОУ д/сада компенсирующего вида № 1125

Н.И. Сувирова

 

Для успешного овладения слепым ребёнком чтением и письмом по системе Брайля огромное значение имеет предварительная подготовительная работа.

Для восприятия шрифта Брайля прежде всего необходимо хорошо развитое осязание. Поэтому первостепенная задача – развить осязание незрячего ребёнка в такой степени, чтобы он в дальнейшем смог овладеть чтением любого текста, как крупного, так и более мелкого. Ребёнку необходимо предлагать различные игровые упражнения и задания на развитие осязательного восприятия. Варианты игровых упражнений могут быть следующими:

1.                 «Найди все гладкие (шершавые) круги». «Узнай, что мягкое, а что твёрдое». В таких и подобных упражнениях у ребёнка формируются понятия и представления о качествах и свойствах окружающих предметов, умение определять эти качества и свойства при помощи осязания.

2.                 «Разложи деревянные и пластмассовые игрушки в разные коробки». «Догадайся и назови, из чего сделан предмет». Такие игры помогут сформировать и

расширить предметные представления ребёнка.

 3.                 Для того чтобы ребёнок научился понимать относительность величины, определять величину предметов на ощупь, необходимо предлагать ему такие игры, как «Подбери машинам гаражи», «Расставь матрёшек по росту» и другие.

4.                 Игровые упражнения на различение геометрических фигур и на подбор одинаковых по форме предметов.

5.                 Игры, направленные на подбор предметов, одинаковых по двум и более параметрам (по форме и величине; по фактуре поверхности, форме и весу и т.д.).

Вначале предложите ребёнку рассмотреть (обследовать) предмет, затем попросите найти среди нескольких предметов такой же. При этом сначала используйте на занятии пары совершенно одинаковых предметов, затем подберите такие же предметы, но отличающиеся один от другого по величине, затем такие же предметы, но выполненные из разных материалов. В конечном итоге ребёнку предлагаются те же предметы, но из разных материалов и разные по величине. В процессе упражнения каждому предмету необходимо давать словесную характеристику. Также при сравнении двух предметов по принципу сходства и различия, следует называть все одинаковые параметры и перечислять параметры, по которым предметы отличаются.

6.                Игра «Узнай и назови что (кто) это,  и какое оно».

Ребёнку предлагаются предметы, части которых сделаны из разных материалов. После того, как ребёнок получит первое впечатление от предмета, обследовав его хаотично, необходимо учить его последовательно осматривать предмет обеими руками, выделять отдельные детали. Следует также учить ребёнка давать словесную характеристику предмету.

На следующем этапе аналогичным образом надо рассмотреть с ребёнком рельефное изображение (картинку) этого предмет.

 

С целью подготовки ребёнка к пониманию рельефных картинок параллельно с осязательным обследованием предметов необходимо проводить работу по осязательному восприятию простых рельефно-точечных изображений (точек, линий, углов).

Большое внимание в работе по подготовке незрячего ребёнка к обучению грамоте по Брайлю необходимо уделить развитию мелкой моторики. Здесь можно использовать различные игры и упражнения с конструкторами, работу с бусинками. Очень полезна лепка различных предметов. Сложность лепных работ должна нарастать постепенно. При этом необходимо обязательное предварительное ознакомление ребёнка с теми объектами, которые ему предлагается вылепить, также обсудить с ребёнком, где и для чего они используются. Помогут в развитии мелкой моторики у ребёнка и различные игры с матрёшками, и с вкладышами, и с разными застёжками.

Умение ориентироваться на плоскости будет одним из решающих факторов при овладении незрячим ребёнком письмом и чтением по системе Брайля. Поэтому этой работе следует уделить также большое внимание. Можно использовать следующие варианты игр и заданий:

*    Знакомство со страницей книги и нахождение верхних (нижних), правой (левой) сторон;

*    Обсуждение маршрута пути, по которому затем предлагается проехать машине;

*    Игра «Машина едет в гараж». По указателям (круглые магниты) ребёнку предлагаем определить маршрут, а затем провезти по нему машину.

*    Рассматривание линий в альбоме «Рельефно-графическая грамота для детей дошкольного и младшего школьного возраста» и определение их положения.

*    Рассматривание различных точек и нахождение точек заданной разновидности (плоские, большие, маленькие, острые, высокие).

Можно считать какие либо точки, сравнивать их количество с точками другой разновидности. Вначале можно считать выпуклые точки (например, круглые магниты на приборе (Ориентир). Очень полезно для ребёнка считать точки,

наколотые рельефно-точечным шрифтом Брайля на листе специальной бумаги.

 

Важным направлением работы по подготовке незрячего к обучению грамоте является формирование образов предметов и развитие воображения.

*    Игра «На что похоже?». На приборе «Ориентир» (или на картоне с помощью пластилина) с помощью кругов-магнитов надо расставить несколько «точек» и предложить ребёнку сначала последовательно соединить их прямыми линиями (счётные палочки, полоски магнитной резины), а затем сказать, что получилось. Сначала точки надо расставлять так, чтобы получались геометрические фигуры правильной формы, а затем и неправильной.

*    Игра «Представь себе». Ребёнок называет предмет, который он себе представляет, а взрослый задаёт уточняющие вопросы. например: «Ты представил себе, что на столе перед тобой стоит машинка (игрушка собачка и др.), расскажи, какая она. Она большая? И так далее». Такие игры-упражнения развивают у ребёнка воображение и речь.

*    Игровые упражнения на обследование различных предметов и определение из каких геометрических фигур они состоят. Такие упражнения полезно выполнять и с использованием рельефно-графических изображений.

*    Игровые упражнения на рассматривание неполных предметов и определение, каких частей не хватает. Дидактическим материалом могут служить сломанные игрушки ( машина без колёс и др.).

*    Игра «Дорисуй фигуру». Используем прибор «Ориентир», а также другие доступные материалы (пластилин на картоне, гуашь с манкой и др.).

(Продолжение см. в 6 совете учителя-дефектолога )

 



Восточное Окружное Управление Образованием. Москва.
111395 г.Москва, ул. Молдагуловой, дом 20
Телефон 8(499)374-28-20, 8(499)374-31-31
www.glazkisad1125.ru
detcad1125@mail.ru