2 Совет учителя-дефектолога
Информация для родителей

Наш гимн

Любим мы наш садик,
Садик наш родной.
Красивый он и летом,
Красивый и зимой.

Детский сад, детский сад,
Горжусь тобою я!
Детский сад, детский сад,
Мы дружная семья.

Здесь дети лечат глазки
И ходят к логопеду.
Их учат слушать сказки,
И руки мыть к обеду.

Детский сад, детский сад,
Горжусь тобою я!
Детский сад, детский сад,
Мы дружная семья.

И тифлопедагоги
Нам верные друзья.
Всегда вы с нами  вместе,
Без вас никак нельзя.

Детский сад, детский сад,
Горжусь тобою я!
Детский сад, детский сад,
Мы дружная семья.

Со спортом очень дружим,
Становимся сильней,
И закаляться любим,
Наш лозунг: «Не болей!»

Детский сад, детский сад,
Горжусь тобою я!
Детский сад, детский сад,
Мы дружная семья.

 

Значение развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения

 

 

Материал подготовила

 учитель-дефектолог ГБОУ д/сада компенсирующего вида № 1125

И.А. Чернобурова

 

           Нарушение деятельности зрительного анализатора вызывает большие затруднения в познании окружающей действительности, сужая социальный контакт, ориентировку, ограничивая возможности человека заниматься многими видами деятельности. Бедность практического опыта, слабость развития предметной моторики при относительно сохранной речи, создают своеобразие игры у слепого и слабовидящего ребенка.
          При слабовидении трудным оказывается оценка не только визуальных характеристик предмета, но и его пространственных признаков: положение, направление, расстояние. Всё это обедняет чувственный опыт, затрудняет ориентировку в пространстве, особенно при передвижении.
           Гармоничность развития сенсорных и интеллектуальных функций нарушается, однако сохранные слух и осязание служат основой познания мира. Основное качество слуховых образов непосредственно связывается у слепых и слабовидящих с формированием осязания, с использованием руки и её способностью тактильного освоения мира.
           Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Эти ощущения дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло и холод, характерные для объекта. В основе этих образов лежит деятельность кожно-механического анализатора, осуществляющего пассивное осязание.
           Осязание – это взаимодействие кожной чувствительности с двигательным анализатором, вместе они составляют рабочий комплекс, который практически осуществляет функцию осязания. Двигательный анализатор даст возможность измерить предмет, используя в качестве мерок части своего тела, он служит механизмом связи между всеми анализаторами внешней и внутренней среды при ориентировки в пространстве.
           Среди дошкольников с нарушением зрения часто отмечаются две крайности: одни дети в практической деятельности опираются на свое дефектное зрение, которое даёт им ограниченную, а иногда и искаженную информацию; другие дети, с очень низкой остротой зрения, опираются в основном на осязание, совершенно не используя при этом имеющееся остаточное зрение. В обоих случаях страдают процессы познания, ориентировки в пространстве и практической деятельности. Обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных микродинамических актов и крупных движений руки у слабовидящих детей должно проходить.
            Для развития тонких движений пальцев разработано много интересных приёмов, используются разнообразные стимулирующие материалы (спички, проволока и др.). Рассмотрим привычный набор занятий по развитию мелкой моторики. Это, конечно же, лепка, плетение, нанизывание на нитку и штырьки бусин и колец, шнуровка, конструкторы, мозаика, вырезание из бумаги и картона, вырисовывание различных узоров. При выполнении всех перечисленных видов деятельности используются в основном движения первых трех пальцев, тех, что постоянно активны и в быту, и в общении. Безымянный и мизинец находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Не используя безымянный палец и мизинец в упражнениях, мы более чем на треть снижаем эффективность методики. Это особо значимо для детей с 2-2,5 лет, т.к. самые маленькие даже при стандартных упражнениях используют все пять пальцев; известная специализация происходит позднее.
            Немаловажное значение в работе по развитию мелкой моторики рук имеют пальчиковые игры и упражнения, в которых отрабатываются статические и динамические движения.
           Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти рук необходима тренировка всех типов движений – и сжатие, и растяжение, и расслабление. Максимальный эффект упражнений достигается тогда, когда сочетаются различные виды с вовлечением каждого из пальцев в это движение.
          В пальчиковых играх активно используется игровая мотивация, значительно повышающая интерес детей к учебным мероприятиям, а также эффективность самих игр. Пальчиковые игры включаются в сказки, рассказики, стихотворные формы. В этом случае пальчиковые упражнения напоминают своеобразные инсценировки.
         Особое значение имеют игры, использующие одновременные разнотипные движения рук (одна рука делает одно, другая – другое, примеры – вариант игры «Колечки», «Чет-нечет»). В отличие от симметричных и содружественных движений, регуляция которых в значительной степени происходит на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции. Расширяются резервные возможности функционирования головного мозга, создаются принципиально новые нейронные сети. 
             Таким образом, для того, чтобы ребенок с нарушением зрения мог овладеть в совершенстве навыком осязания, у него хорошо должны быть развиты тонкие движения пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, кисти рук ребёнка приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает формирование навыков осязания, письма.

Рекомендации по проведению пальчиковых упражнений

            При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Нужно добиваться, чтобы упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость. Фигуры сопровождают стихи для того, чтобы у ребенка возникал не только кинестетический (ощущение положения и перемещения органов) и зрительный образы предмета, но и слуховой.
           В начале усвоения упражнений говорит взрослый, а дети только действуют пальчиками. Ребенку трудно сразу сопровождать сложные для него упражнения словами. По мере усвоения упражнений дети уже могут сопровождать их текстом.
На первых этапах все пальчиковые упражнения выполняются детьми при непосредственном участии взрослого. Упражнения с младшими необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Указания детям должны быть спокойными, доброжелательными и чёткими.
           Упражнения особенно полезны тем детям, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо её нарушения.
Вашему вниманию предлагаются разные упражнения на развитие и тренировку мелкой моторики пальцев рук.

 

              ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

                                           

  «Дерево»

У дерева ствол,
на стволе много веток.
А листья на ветках
зеленого цвета.

Локти поставить на стол. Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями рук и пальцами.

                                

  «Краб» (массаж или самомассаж пальцев)

Вот из моря вылез краб
И клешнёй за руку – цап!
Но не справится никак –
Слишком крепкая рука.

Дети сжимают сустав, находящийся в основании мизинца левой руки, подушечками большого и указательного пальцев правой руки. Так массируют аналогичные суставы всех остальных пальцев. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.

                                          

          «Цветы»

Возле речки, на пруду,
На поляне и в саду, -
Всюду выросли цветы
Небывалой красоты.

Руки направлены вверх. Ладони соприкасаются своими основаниями, образуя чашу. Пальцы разведены в сторону и даже прогнуты – «лепестки».

                

   «Медведь» (самомассаж или массаж «прижимающий»)

Самомассаж (или массаж) подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.

Правая рука

Левая рука

Шел медведь к своей берлоге       мизинец
Да споткнулся на пороге.             безымянный
«Видно, очень мало сил              средний
Я на зиму накопил», -                указательный
Так подумал и пошел                 большой

Он на поиск диких пчел.                   большой
Все медведи – сладкоежки,         указательный
Любят есть медок без спешки,             средний
А наевшись, без тревоги                безымянный
До весны сопят в берлоге.                   мизинец

                                  

   «Кормление птенцов»

Птичка крылышками машет
И летит к себе в гнездо. (Смена рук).
Птенчикам своим расскажет, Где она взяла зерно.

Самомассаж (разминание) подушечек пальцев. Локти на стол. Предплечья вертикально. Руки на небольшом расстоянии друг от друга. Ладони под прямым углом повернуты друг к другу. Все пальцы правой руки прижаты друг к другу в щепотку, а пальцы левой руки растопырены и полусогнуты. Пальцы правой руки поочередно разминают влево-вправо каждую подушечку левой руки. Затем также левой рукой разминаются подушечки пальцев правой руки.

 

                                               «Утро»
Выполнять задание двумя руками. Руки повернуты ладонями от себя и зажаты в кулаки.

Утро ясное придет,
Солнце красное взойдет,
Будут пальчики вставать,
Будут пальчики играть.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.

Поднять вверх левый кулачок.
Разжать пальцы левой руки.
Поднять вверх правый кулачок.
Разжать пальцы и пошевелить ими.
Пальцы сжимать и разжимать. В конце упражнения встряхнуть, расслабив кисти рук.



Восточное Окружное Управление Образованием. Москва.
111395 г.Москва, ул. Молдагуловой, дом 20
Телефон 8(499)374-28-20, 8(499)374-31-31
www.glazkisad1125.ru
detcad1125@mail.ru