1 Совет учителя-дефектолога
Информация для родителей

Наш гимн

Любим мы наш садик,
Садик наш родной.
Красивый он и летом,
Красивый и зимой.

Детский сад, детский сад,
Горжусь тобою я!
Детский сад, детский сад,
Мы дружная семья.

Здесь дети лечат глазки
И ходят к логопеду.
Их учат слушать сказки,
И руки мыть к обеду.

Детский сад, детский сад,
Горжусь тобою я!
Детский сад, детский сад,
Мы дружная семья.

И тифлопедагоги
Нам верные друзья.
Всегда вы с нами  вместе,
Без вас никак нельзя.

Детский сад, детский сад,
Горжусь тобою я!
Детский сад, детский сад,
Мы дружная семья.

Со спортом очень дружим,
Становимся сильней,
И закаляться любим,
Наш лозунг: «Не болей!»

Детский сад, детский сад,
Горжусь тобою я!
Детский сад, детский сад,
Мы дружная семья.

 

Организация условий жизни

слепого и слабовидящего ребенка в семье

 

 

 

Материал подготовила

 учитель-дефектолог ГБОУ д/сада компенсирующего вида № 1125

Т.Н. Орехова

 

 

*      Квартира для ребёнка с глубокими нарушениями зрения должна быть безопасной, насколько это возможно.

 

*      Освободить как можно больше площади в квартире или в той её части, где ребенок больше всего движется.

 

*      В проходах из комнаты в комнату нельзя оставлять вещи, о которые может споткнуться ребенок во время своего движения.

 

*      Всякий предмет, каждую вещь необходимо возвращать на постоянное своё место после использования. Любой предмет, сдвинутый со своего привычного места или переставленный на другое место, может стать неожиданным препятствием на его пути.

 

*      Двери должны быть постоянно или открыты, или закрыты.

*      Обо всех изменениях, происходящих в квартире, ребенок не только должен знать, но и обследовать их.

 

*      Нельзя держать в пределах досягаемости режущие и колющие предметы, лекарства.

 

*      Окна должны быть закрыты, а если открыты, то необходимо обеспечить невозможность слепого и слабовидящего ребенка к ним подобраться.

 

*      Электрические провода не должны быть на полу, электророзетки закрыты специальными заглушками или защищены громоздкими вещами.

 

*      Пол не должен быть очень скользким, в нем не должно быть выступов или щелей, что мешает легкому и безопасному передвижению незрячего и слабовидящего ребенка.

*      Познакомьте ребенка со всеми помещениями  квартиры, расскажите о назначении хозяйственных домашних вещей.

 

  Требования к игрушкам для незрячего ребенка

 

*      Игрушка должна быть выполнена из мягких тёплых материалов (ткань, дерево, пластмасса, резина и т.д). Холодные материалы могут быть неприятны для осязания.

 

*      Игрушка должна быть прочной, так как в ходе обследования ребенок может мять, теребить её, стучать ею, сжимать пальцами и т.д.

 

*      Игрушка должна легко мыться.

 

*      Краска, покрывающая игрушку, должна быть прочной, не токсичной.

 

*      Необходимы как крупные, так и мелкие игрушки (но не менее 9 см.). Действия с такими игрушками способствуют формированию ручной умелости, развитию тонкой моторики.

 

*      Недопустимы стилизованные игрушки.

 

*      Игрушки должны иметь реальную форму частей, в них должны      быть отражены лишь основные, существенные признаки вида.

 

*      Игрушки должны быть аккуратно выполнены, так как слепые дети при обследовании обращают внимание на малейшую шероховатость.

 

*      Погремушки, конструкторы, строительные наборы должны иметь чёткую форму и быть окрашены в чистые, яркие цвета.

 

*      Пирамидка должна состоять не больше чем из трёх- пяти колец одного цвета. Лучше, если она будет выполнена из дерева, которое приятнее для осязания.

 

*      Наиболее подходящим для незрячего ребенка является озвученный мяч, а также резиновый мяч средних размеров. Резиновый мяч обладает большей упругостью, чем пластмассовый и, что очень важно, отскакивая от твердой поверхности, издает приятный звук - «звенит».

 

*      Кукла должна быть среднего размера(20-30 см.), изготовлена из мягкой пластмассы (поливинилхлоридного пластизоля). Кукла должна быть     упругой. В противном случае она будет легко поддаваться деформации. У куклы должны быть выразительные глаза и рот ( глаза с приклеенными, а не нарисованными ресницами). Уши, нос, брови должны иметь чёткую, удобную для осязания форму. Голова, руки и ноги куклы обязательно должны быть подвижными. Одежда должна быть простая, легко снимающаяся, на кнопочках или пуговицах.

 

*      Необходимы незрячему ребенку всевозможные озвученные игрушки  (лающая собачка, пищащие птички, гудящий паровоз и т.д.),  музыкальные игрушки (колокольчик, барабан, бубен, дудочка, свистульки и т.д.).

 

*      Малышам с глубоким нарушением зрения для игры необходимы игрушечные животные, сделанные из различных материалов: пластмассы, дерева, резины, ткани.

 

Формирование навыков самообслуживания

у слабовидящих и слепых детей

 

*    Для формирования навыков одевания и раздевания важно научить ребёнка различать лицевую и изнаночную стороны одежды, для чего выделяется несколько основных признаков:

*        швы изнаночной стороны верхней одежды (их можно определить с помощью осязания и остаточного зрения);

*        сама ткань. В бельевых и окрашенных одним цветом тканях лицевая сторона гладкая, неворсистая, на лицевой стороне больший блеск, лоск, приятный при осязании (сатин, ластик и т.д.). Только на лицевой стороне – более яркий рисунок;

*        индивидуальные признаки (наличие на лицевой стороне пуговиц, крючков, карманов, бантиков, оборочек и т.д.).

 

*    Чтобы определить перед одежды (платья, свитера, рубашки), достаточно подложить любую верхнюю вещь на стол, сравнять плечи и найти вырез на шее. Спереди он более глубокий. Если есть воротник, ребёнок должен обратить внимание на то, куда обращены концы воротника, где находится застёжка – спереди или сзади, где находятся карманы и т.д.

 

*    Чтобы научить ребёнка выворачивать платье на лицевую сторону, важно установить последовательность действий: ребёнок находит подол, всовывает руки в платье (рубашку), доводит их до самого ворота и, захватив руками ворот, опускает их вместе с рубашкой вниз. Сильно встряхнув руками, ребёнок выворачивает рубашку на лицевую сторону. После этого последовательно выворачиваются рукава.

*    Для того чтобы научить ребёнка правильно одеваться, важно показать ему исходное положение рубашки при надевании. Для этого можно положить рубашку на кровать или стол так, чтобы передняя часть была обращена вниз от ребёнка. Если рубашка с разрезом сверху донизу, то научиться её надевать значительно быстрее и проще. Левой рукой нужно взяться за ворот рубашки, а правую просовывать в рукав. Специально следует показать ребёнку застёжки различного вида и научить его застёгивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки. Застёгивают пуговицы всегда сверху вниз, а расстёгивают снизу вверх.

 

Памятка для родителей слепых и слабовидящих детей

«Помогите мне»

*   Мне нужно больше помощи, чем другим детям. Меня надо учить делать такие вещи, которые другие дети просто перенимают, глядя на родителей. Меня необходимо пользоваться руками, слухом, обонянием, чувством вкуса.

*   Пожалуйста, разговаривайте со мной, потому что мне надо знать, что вы рядом.

*   Предупреждайте меня, прежде чем дотронуться или сделать что-либо неожиданное, так как я не могу видеть, как ваши руки двигаются ко мне.

*   Объясняйте, пожалуйста, то, что должно произойти. Я не всегда могу видеть, где вы находитесь.

*   Всегда будьте правдивы и честны со мной. Я должен доверять тем, кто помогает мне. Мне нужно слышать ваш смех, когда вы балуетесь со мной, так как я не вижу вашей улыбки.

*   Расскажите мне, что вы делаете, и, что происходит вокруг меня, что значат пугающие шумы, держите меня за руку при этом, для того, чтобы вселить в меня уверенность.

*   Я могу узнать людей, только находясь вместе с ними, слыша их и «помогая» им.

*   Давайте мне игрушки, сделанные из дерева, шерсти, металла, а не только из пластика.

*   Говорите мне, что как называется, что мокрое, что мягкое, что издаёт приятные звуки и т.д.

*   Мне нужно играть не только игрушками, но и настоящими вещами, так как это те вещи, которые я должен понять. Возможно, они мне понравятся больше, чем другие игрушки.

*   Разрешайте мне «помогать» на кухне. При помощи пальцев и носа я узнаю очень много. Но  не забудьте повернуть ручки всех кастрюль, сковородок в сторону и принять другие меры предосторожности, так как я не вижу опасности.

*   По мере роста мне необходимо познавать большой мир. Давайте мне трогать как можно больше предметов окружающей среды (овощи, фрукты, листья, шишки…).

*   Когда вы играете со мной, зовите меня до тех пор, пока я не найду вас.

*   Производите действия, держа меня за руки, так как я не могу обучаться им, глядя на вас.

*   Научите меня раздеваться и одеваться самому.

*   Помогите мне научиться умываться и вытираться полотенцем.

*   Показывайте мне картинки предметов, и тогда я смогу их узнавать. Убедитесь, что эти предметы изображены на картинках достаточно рельефно и крупно, чтобы можно было их рассмотреть.

*   Приучайте меня к ходьбе по лестнице, но обязательно следите за моей безопасностью.

*   Выводите меня на улицу играть в любую погоду. Пожалуйста, не закрывайте плотно мне уши. Они необходимы мне для того, чтобы узнавать направление.

*   Я такой же как и другие дети, и люблю играть с ребятами. Не слишком беспокойтесь, если я получу несколько синяков.

*   Покажите мне, что находится вокруг меня в комнате: стол, пол, потолок, дверь, мебель.… При перестановке мебели предупреждайте меня об этом.

*   Если мне необходимо носить очки, проследите, чтобы они были удобными, и я носил их в то время, когда  должен это делать.

*   Если кроме меня в семье еще кто-нибудь носит очки, следите, чтобы я носил свои собственные и узнавал их.

 

 

 



Восточное Окружное Управление Образованием. Москва.
111395 г.Москва, ул. Молдагуловой, дом 20
Телефон 8(499)374-28-20, 8(499)374-31-31
www.glazkisad1125.ru
detcad1125@mail.ru